Российский портовый комплекс. Где будут расти судозаходы? Надежда Малышева директор по развитию ИАА «ПортНьюс»
Рост грузооборота российских морских портов в 2009 году составил 9,2% по сравнению с 2008 годом, достигнув показателя 496 млн тонн. Прогноз прироста грузооборота на 2010 год – 5-7% к уровню 2009 года (свыше 520 млн тонн грузов). К 2012г. – свыше 750 млн.тонн. Всего 2008 Всего 2009 январь-май , , Северо-Запада РФ. Южного бассейна РФ. Дальневосточного бассейна РФ. Грузооборот морских портов России в 2008 – 2009 годах и за 5 мес. 2010г. в тыс. тонн
В гг наиболее активный рост продемонстрируют в Северо-Западном бассейне порты Усть-Луга и Приморск. Активная фаза развития Мурманского транспортного узла придется не ранее чем на гг
Трейдер Gunvor в сентябре 2010 года планирует запустить перегрузочный комплекс мощностью до млн тонн в год, что позволит ему стать крупнейшим комплексом по перевалке нефтепродуктов на Балтике и взять на себя примерно пятую часть российского продуктового экспорта. В 2010 году декларируется перевалка 7 млн тонн, в 2011 г – 20 млн тонн темных и светлых нефтепродуктов. Новатэк начинает строительство терминала для экспорта 6 миллионов тонн в год стабильного газового конденсата. Строительство третьего нефтехимического терминала в Усть-Луге ведет Сибур. Мощность экспортного терминала - 1,5 млн тонн СУГ и 2,5 млн тонн нафты в год. В 2011 году начнется монтаж технологического оборудования, пуск терминала - в 2012 году. Транснефть к концу 2011 года построит нефтепровод в Усть-Лугу БТС-2 и терминал по экспорту сырой нефти мощностью 38 млн тонн в год. Ростерминалуголь - рост грузооборота до 12 млн тонн и до 15 млн тонн на перспективу.
Транснефтепродукт расширит к гг (зависит от планов по модернизации НПЗ) терминал в Приморске до 24 млн тонн дизельного топлива в год Пока в 2011 г – 8 млн тонн.
Проект развития МТУ будет значительно меняться. Наиболее вероятно появление угольного порта Лавна к году (около 11 млн тонн в год) и модернизация ММТП с ростом грузооборота по углю до 15 млн тонн в год нефтепродуктов. Перевалка нефти в Мурманске – порядка 11 млн тонн в год до момента ввода в эксплуатацию шельфовых месторождений. С 2012 года постепенное прекращение перевалки экспортных нефтепродуктов.
Варандей до 2013 года может увеличить отгрузку нефти до 12 млн тонн Порт Витино работает хорошо при дефиците терминальных мощностей. Когда дефицита не будет, порт будет рассматриваться экспортерами во вторую очередь. Териберка – с 2017 года терминал по перевалке сжиженного газа мощностью первой очереди 14 млн тонн
Грузооборот морских портов России Южного бассейна, детализация в тыс. тонн
Прирост перевалки нефтепродуктов в порту Новороссийск – ввод к 2012 году нового мазутного терминала (Gunvor и НМТП) на 4 млн тонн в год. КТК в 2009г. – 35 млн. тонн. В 2014г. Прогноз до 67 млн. тонн В порту Кавказ с 2010 года открывается активное паромное сообщение с портами Турции, в том числе за счет переориентации линий из Сочи и Новроссийска. Туапсинский балкерный терминал на 2,3 млн тонн в год – с конца 2010 года в зависимости от внешних факторов. Наибольшие объемы грузов в российской части Каспийского моря к 2020 году возьмут на себя порты Оля – до 10 млн тонн сухих грузов и Махачкала - около 15 млн тонн нефтеналива. Развитие нового глубоководного порта Тамань (мыс Панагия или оз. Соленое) – проект будет готов до конца 2010 года. Потенциальный грузооборот - около 50 млн сухих грузов в год.
Грузооборот морских портов России Дальневосточного бассейна, детализация в тыс. тонн
Грузооборот портов Дальнего Востока за январь - май 2010 года вырос на 43,8% - до 47,34 млн тонн. Перевалка сухих грузов выросла на 23,7% - до 25,5 млн тонн, наливных в 1,8 раза - до 21,9 млн тонн. Порта Ванино увеличил грузооборот на 16,3% - до 10,42 миллиона тонн, Владивосток на 26,7% - до 6,74 миллиона тонн, Находка на 6,5% - до 6,81 миллиона тонн. Прирост портового комплекса ожидается в дальнейшем за счет роста объемов перевалки нефтеналивных грузов (Козьмино), угля (Посьет, Восточный, Находка), контейнеров (Владивосток).