Активное обучение учащихся в контексте таксономии учебных целей Б. Блума Трещёв А.М., д-р пед. наук, проф., проректор по учебной работе
Дж. Дьюи Если наше образование стремится иметь хоть какое- нибудь значение для жизни, оно должно также всесторонне переродиться.
Эдгар Дейл Обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо.
Признаём равноправие всех участников дискуссии. Соблюдаем правило «поднятой руки». Высказываемся откровенно, говорим по одному, говорим по существу. Аргументируем любое высказываемое мнение. Правила работы в команде (1)
Стремимся понять друг друга. Уважаем различные мнения. Соблюдаем конфиденциальность. Избегаем прямых указаний и назидательности. Правила работы в команде (2)
Соблюдаем временные границы. Даём возможность всем высказаться и всех выслушать. Участвуем в работе группы в течение всего времени. Обходимся без личностных оценок членов группы. Поощряем друг друга (словами, аплодисментами) и т.д. Правила работы в команде (2)
Конус опыта Чтение Слушание Взгляд на рисунок Просмотр видео Взгляд на экспонат/образец Наблюдение за демонстрацией Участие в дискуссии Выступление с речью Выступление с «театрализованным» действием Имитация реальной деятельности Выполнение реального действия Уровень абстракции Высокий Низкий Люди запоминают: В результате люди способны: Анализировать, разрабатывать, создавать, оценивать Демонстрировать, применять, выполнять Определять, перечислять, описывать, пояснять 10% прочитанного 20% услышанного 30% увиденного 70% сказанного или написанного ими 50% услышанного и увиденного 90% сделанного и сказанного ими по поводу их действия
Пирамида обучения Лекция Чтение Аудиовизуализация Демонстрация Групповое обсуждение Выполнение конкретной практики Обучение других / непосредственное применение 5% 10% 20% 30% 50% 75% 90% Степень освоения материала:
Таксономия педагогических целей (1956 г.) - концепция уровней интеллектуального поведения обучающихся в процессе учебной деятельности Группа когнитивных психологов, работавшая в гг. под руководством Л. Андерсона и Д. Кратволя, предложила обновленную версию таксономии Б. Блума Б. Блум Л. Андерсон Д. Кратволь
Изменения в таксономии ОценкаСинтезАнализПрименениеПониманиеЗнаниеСоздаватьОцениватьАнализироватьПрименятьПониматьПомнить
Таксономия образовательных целей Уровни когнитивного процесса Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы) Примеры типов вопросов, основанных на таксономии
Таксономия образовательных целей (1) Уровни когнитивного процесса Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы) Примеры типов вопросов, основанных на таксономии Помнить: может ли ученик извлекать необходимую информацию из памяти или запомнить информацию ? Узнает, припоминает, называет, воспроизводит, описывает, повторяет. Кто, что, где, когда, как..? Что такое…? Верно ли, что…?
Уровни когнитивного процесса Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы) Примеры типов вопросов, основанных на таксономии Понимать: может ли ученик постичь смысл и значение на базе учебных материалов или опыта? Интерпретирует, приводит примеры, классифицирует, обобщает, рассуждает (делает умозаключение), сравнивает, объясняет, описывает, идентифицирует, пересказывает. Почему вы считаете…? Что означает…? Какие предложения/факты подтверждают…? Какова основная мысль…? С чем можно сравнить…? Таксономия образовательных целей (2)
Применять: может ли ученик использовать информацию, процедуру? Исполняет, применяет, решает, конструирует, моделирует, предсказывает, воссоздает, показывает, иллюстрирует, интерпретирует, планирует. Как это связано…? Какие примеры можете привести для…? Что будет если …? Каковы возможные результаты/следствия …? Уровни когнитивного процесса Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы) Примеры типов вопросов, основанных на таксономии Таксономия образовательных целей (3)
Анализировать: может ли ученик вычленять из понятия несколько частей и описывать то, как части соотносятся с целым? Дифференцирует, соотносит, сравнивает/противопоставля- ет, разбивает, выделяет, отбирает, разграничивает, различает, распознает, исследует, экспериментирует. Какие части или особенности..? Какие основания вы предлагаете для классификации..? Какие доказательства вы можете перечислить для…? Какой вывод можно сделать..? Уровни когнитивного процесса Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы) Примеры типов вопросов, основанных на таксономии Таксономия образовательных целей (4)
Оценивать: может ли ученик делать суждения, основанные на критериях и стандартах? Проверяет, критикует, судит (составляет мнение, суждение о ком-либо, чём-либо; делает заключение, вывод относительно чего-либо), оправдывает (доказывает правильность чего-либо), оспаривает, поддерживает. Согласны ли вы что..? Что вы думаете о..? Что является наиболее важным..? Какой вывод вы могли бы сделать..? Какие критерии вы используете для оценки..? Как бы вы поступили..? Таксономия образовательных целей (5) Уровни когнитивного процесса Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы) Примеры типов вопросов, основанных на таксономии
Создать: может ли ученик создать новый (уникальный, оригинальный) физический объект, продукт (который может быть в устной форме) или точку зрения? Генерирует, планирует, проектирует, разрабатывает, производит, собирает, строит, создает. Какие идеи вы можете добавить в..? Как бы вы спроектировали..? Что произойдет если вы объедините..? Какие решения вы могли бы предложить для..? Как можно иначе решить возникшую проблему..? Уровни когнитивного процесса Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы) Примеры типов вопросов, основанных на таксономии Таксономия образовательных целей (6)
Уильям Глассер Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы побуждать учащихся к самостоятельному решению проблем как академического, так и социального характера
Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба Дейл Карнеги
20 Трещёв А.М., тел.: