Геннадий Никандрович Волков Учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ» Никифорова Людмила Федоровна
«Чувашию я никогда не назову «малой Родиной». Для меня она - великая Родина, Волков Геннадий Никандрович (р с. Большие Яльчики Яльчикского района) - доктор пед. наук (1967), профессор (1968), член СП СССР (1982), академик Академии педагогических наук СССР (ныне РАО) (1990), акададемик НАНИ Чувашской Республики (1994), почетный доктор Эрфуртского (Германия) университета (1982).
Образование и трудовая деятельность После Яльчикской сред. школы (1945) окончил физико- математический факультет Чувашского государственного педагогического института (1949), аспирантуру Казанского педагогического института (1952). Работал старшим преподавателем, доцентом кафедры педагогики, проректором Чувашского государственного педагогического института ( ), заведующим сектором НИИ национальных школ Министерства народного просвещения РСФСР, Министерства образования Российской Федерации ( ). С заведующий лабораторей Государственного института семьи и воспитания. Преподаватель Эрфуртской высшей педагогической школы ( ). Основатель нового направления в педагогической науке - этнопедагогики. Ведущий исследователь наследия И.Я.Яковлева. Автор более 500 научных работ, в т. ч. 27 монографий.
Почетные звания Лауреат премии АПН СССР им. К.Д.Ушинского (1967). Заслуженный учитель школы Чувашской АССР (1987), отличник народного просвещения Киргизской ССР (1987), Заслуженный работник народного образования Республики Саха - Якутия (1992), Заслуженный деятель науки Респ. Калмыкия (1997) и Тува (1997), Заслуженный деятель науки Росс. Фед. (2001). Награжден золотой медалью Гердера, медалями К.Д.Ушинского, Я.А.Коменского. Почетный гражданин Чувашской Республики (1997). Почетный гражданин Яльчикского района (1997). Его имя занесено в Книгу Почета Трудовой Славы и Героизма Яльчикского района.
Этнопедагогика чувашского народа Основой научной школы Лаборатории этнопедагогики является этнопедагогическая концепция, созданная Геннадием Никандровичем Волковым на основе сравнительного анализа развития и функционирования традиционных культур воспитания у различных этносов. Ее создателем Г.Н. Волковым введен в научный оборот и название новой области педагогического знания - этнопедагогика, определены ее объект и предмет исследования, выделены основные категории: идеал совершенного человека как цель воспитания, факторы, методы, условия, определяющие эффективность воспитания в народной педагогике, а также условия, которые необходимо создавать для ее функционирования в современных условиях. За многовековую историю человечества сложился идеал воспитания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У такого идеального человека много характеристик, одна из важнейших, причем вневременная, - быть "добропорядочным отцом или матерью семейства" (И.В. Бестужев-Лада), "качество" родителей предопределяет, какова будет семья, а нормальная жизнедеятельность этого удивительно своеобразного и пластичного организма является необходимым условием выживания государств, народов, человечества в целом.
Изречения ученого Чем больше добрых обычаев, тем больше добрых людей. Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых