1 Некоторые механизмы модернизации системы образования (на примере Калининградской области) Н.С. Шерри ноябрь 2010 г.
2 Изменение управленческих подходов в системе финансирования, переход к финансовой самостоятельности образовательных учреждений Внедрение нормативного финансирования Внедрение отраслевой системы оплаты труда Развитие финансовой самостоятельности ОУ Эффективность расходования ресурсов Создание конкурентной среды Повышение мотивации специалистов Повышение уровня оплаты труда Привлечение высококвалифицированных кадров Учет особенностей условий труда по критериям ответственности и напряженности Одним из основных условий перехода к новым механизмам финансирования в системе образования является вовлечение общественных структур в управление образованием Подготовка и переподготовка управленческих и экономических кадров ОУ Переход от затратной экономики к экономике развития
3 Цель: обеспечение качества образования Нормативное подушевое финансирование Модернизация системы управления общественно- государственный характер Развитие сети Новая система оплаты труда конкурентная среда для образовательных учреждений стремление к развитию и инновационной деятельности изменение роли руководителя образовательного учреждения Система оценки качества образования Замкнутая система Все элементы взаимосвязаны
4 Трехкомпонентное бюджетное финансирование финансирование по нормативам на одного учащегося - «подушевые» региональные нормативы на оплату труда и учебные расходы и муниципальные нормативы финансирования содержания школы и пришкольных территорий; стимулирующее финансирование – Национальный проект, фонд качества и аналогичные меры для региональных и муниципальных уровней; программное финансирование развития – развитие материальной базы, информатизация, и др.).
5 При переходе на принципы нормативного подушевого финансирования должны быть предусмотрены такие организационно- экономические механизмы, которые не мотивировали бы образовательные учреждения на неоправданное увеличение числа работающих, снижение наполняемости классов ниже установленной типовым положением о соответствующем образовательном учреждении, увеличение учебной нагрузки выше установленных санитарных норм. И.В. Абанкина
6 ЕДИНЫЙ норматив: как понимать? Равная сумма денег на образовательную услугу для каждого ученика в каждой школе Единая структура норматива занормированы разные расходы (ФОТ, учебные, коммунальные расходы, ремонт, налоги и т.д.)
7 Нормативное подушевое финансирование 1.Доведение норматива до уровня образовательного учреждения с ежемесячной корректировкой объема средств по количеству учащихся 2.Включение в норматив расходов областного бюджета (ФОТ + УР) и расходов местных бюджетов (коммунальные платежи и текущий ремонт) 3.Возможность передвижки средств с ФОТ на УР (и наоборот) 4.Введение региональных стимулирующих коэффициентов 1. Изменение методики расчета норматива 2. Включение в норматив расходов на повышение квалификации учителей Особенности: Задачи:
8 Местные бюджеты Областной бюджет Фонд оплаты труда Коммунальные расходы, текущий ремонт Учебные расходы Минимальный социальный стандарт Введение временных корректирующих коэффициентов Введение региональных стимулирующих коэффициентов Нормативное подушевое финансирование Единый норматив НОРМАТИВ
9 Коэффициенты: Коэффициенты по специфике образовательной услуги для отдельных категорий учащихся обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обучающиеся по программам профильной подготовки обучающиеся в больницах, на дому обучающиеся дети-инвалиды и т.д. Региональные стимулирующие коэффициенты (гибкие) использование интерактивного оборудования организация внеурочной работы дополнительное образование детей из малообеспеченных семей введение стандартов нового поколения Временные корректирующие коэффициенты Дневная общеобразовательная школа села (350 и менее) Дневная общеобразовательная малокомплектная школа села
10 Региональные стимулирующие коэффициенты Использование интерактивного оборудования (с 2007 года) 1,06 Организация внеурочной педагогической работы (с 2007 года) 1,06 Организация дополнительного образования для детей из малообеспеченных семей (с 2007 года) 1,025 Организация обучения по федеральным образовательным стандартам начального общего образования ( 1 сентября 2010 года) 1,2 Организация образовательного процесса в кадетских классах ( 1 сентября 2010 года) 1,12
11 Общеобразовательные учреждения Средства в обмен на обязатель- ства Средства в обмен на эффекти- вность Норматив Фонд стимулирования качества образования Конкурсное распределение средств на реализацию проектов Формирование фонда образовательного учреждения Платные образовательные услуги
12 Группы параметров рейтингования качество обучения учет внеучебных достижений уровень социализации характеристика реализуемых программ соответствие требованиям стандартов создание условий для сохранения и укрепления здоровья контекстные показатели эффективность использования ресурсов Фонд стимулирования качества образования – Деньги в обмен на эффективность 25 победителей по каждой ступени общего образования - кластерный рейтинг - общий; - рейтинг сельских школ, - рейтинг городских школ с филиалами на селе
13 Конкурс проектов развития муниципальной сети (поддержка опорных школ) 35 млн.руб. Конкурсный отбор ОУ, внедряющих новые модели стимулирующих выплат педагогическим работникам 4,5 млн.руб. Конкурсная поддержка проектов, инициируемых местными сообществами для обеспечения доступности качественного образования 5 млн.руб. Конкурс «Дорога в школу» 5 млн.руб. Конкурсный отбор МО, реализующих проекты по созданию системы оценки качества деятельности ОУ 5 млн. 860 тыс.руб. Конкурсный отбор общеобразовательных учреждений в целях поддержки качества образования. 700 тыс.руб. Деньги в обмен на обязательства
14 МОУ СОШ пос. Новостроево Детский сад пос. Лужки 12 км Детский сад пос. Олехово 8 км ООШ им. Ф.Степанников а пос. Мальцево 18 км ДК пос. Новостроево Сельская библиотека общеобразовательные программы дошкольного образования общеобразовательные программы начального, основного, среднего. дополнительного образования программы дополнительного образования общеобразовательные программы начального, основного, среднего. дополнительного образования Новостроевская средняя школа структурные подразделения
рубля; рубля; рублей; рубля; рублей. В результате проектной деятельности школой привлечено руб. Новостроевская средняя школа
16 В течение двух лет МОУ СОШ пос. Новостроево является получателем средств Фонда стимулирования качества образования образовательных учреждений Калининградской области год2009 год начальная ступень основная ступень ступень среднее начальная ступень основная ступень ступень среднее общий рейтинг Грант ,00 рублей.Грант ,00 рублей.
17 Эффекты ведения НПФ: Возможность для учреждения планировать долгосрочные перспективы развития Возможность для учреждения планировать долгосрочные перспективы развития Создание конкурентной среды образовательных учреждений Создание конкурентной среды образовательных учреждений Создание условий для экономической независимости образовательного учреждения Создание условий для экономической независимости образовательного учреждения Формирование руководителя, способного к управлению в новых экономических условиях, направленных на повышение результативности деятельности учреждения Формирование руководителя, способного к управлению в новых экономических условиях, направленных на повышение результативности деятельности учреждения
18 КПМО: НПФ НСОТ РСОКО Развитие сети Общественное участие в управлении образованием Переход на новые организационно- правовые формы НПФ НСОТ РСОКО Развитие сети Общественное участие в управлении образованием Переход на новые организационно- правовые формы Общее образование Дошкольное образование Профессиональное образование Специальное (коррекционное) образование Специальное (коррекционное) образование Дополнительное образование Работа с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей Работа с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей Механизмы КПМО распространяются на всю систему образования
19 Задача: обеспечить для каждого ребенка от 2 месяцев до 7 лет доступность дошкольной образовательной услуги Задача: обеспечить для каждого ребенка от 2 месяцев до 7 лет доступность дошкольной образовательной услуги Необходимость создания условий для появления автономных учреждений, негосударственных учреждений в сфере дошкольного образования Необходимость создания условий для появления автономных учреждений, негосударственных учреждений в сфере дошкольного образования Не важно на базе какого учреждения (государственного или частного) данная услуга будет предоставлена потребителю Не важно на базе какого учреждения (государственного или частного) данная услуга будет предоставлена потребителю Необходимость введения норматива финансирования услуги по предоставлению дошкольного образования за счет средств бюджета Необходимость введения норматива финансирования услуги по предоставлению дошкольного образования за счет средств бюджета Модернизация дошкольного образования