Принципы управления образовательными системами Л.Е.Халудорова
Принципы управления – это: основополагающие, фундаментальные правила, руководящие положения, которые должны соблюдаться при осуществлении процесса управления, обеспечивая достижение заданных целей (М.М.Поташник)
Принципы: Принципы синтезируют объективность закономерностей управления и характерные черты реальной управленческой практики, определяют требования к содержанию, структуре и организации процесса управления. Они составляют идейную основу теории и практики управления и используются как фундаментальные положения.
Традиционная классификация принципов управления 1.Принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении. До конца ХХ в. Практика управления учреждениями в России строилась на основе принципа централизма.
Традиционная классификация принципов управления Децентрализация управления как делегирование прав низовым звеньям управления, что способствует демократизации управления, повышению динамичности и гибкости управляющей Системы в целом, развивает самостоятельность, инициативу, творчество.
Традиционная классификация принципов управления 2. Принцип единства коллегиальности и единоначалия в управлении отражает единство противоположностей. Единство коллегиальности и единоначалия – объективный, закономерный результат личностных взаимодействий в коллективах.
Традиционная классификация принципов управления 3. Принцип рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении. Баланс прав, обязанностей и ответственности в деятельности руководителей школы достигается путем рационального определения сферы подчиненности, составления должностных инструкций
Традиционная классификация принципов управления 4. Принцип конкретного целеполагания – основа планирования и контроля, т.е. содержания деятельности управленца любого уровня. 5. Принцип целенаправленности отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности
Традиционная классификация принципов управления 5. Принцип кооперации и разделения труда 6. Принцип функционального подхода 7. Принцип комплексности
Принципы педагогического менеджмента 1. Принцип уважения и доверия к человеку: доверие, уважение «человека в себе», «человека в других», предоставление свободы выбора, развитие инициативы, творческих способностей
Принципы педагогического менеджмента 2. Принцип целостного взгляда человека: Выстраивание взаимоотношений как человека с человеком, вникать в жизнь педагогов, быть причастным к образу жизни педагогов
Принципы педагогического менеджмента 3. Принцип сотрудничества: его основа - сначала – пристальное внимание, анализ, диагноз, потом – принятие решения. 4. Принцип социальной справедливости: педагоги находятся в равном положении 5. Принцип индивидуального подхода в управлении
Принципы педагогического менеджмента 6. Принцип обогащения работы педагога: стремление руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога 7. Принцип личного стимулирования 8. Принцип коллективного принятия решения: инструмент демократизации управления
Принципы педагогического менеджмента 8. Принцип целевой гармонизации: предусмотрение целеустременности, целесообразности управления. 9. Принцип горизонтальных связей обеспечивает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией и опытом
Принципы педагогического менеджмента 10.Принцип автономизации управления. Автономизация позволяет децентрализовать контроль за качеством профессиональной деятельности педагогов.
Принципы педагогического менеджмента 11. Принцип постоянного обновления – основное руководящее положение для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменений в ОУ: - любые крупные изменения нужно готовить заранее, создавая психологический настрой в коллективе;
Принципы педагогического менеджмента - изменения должны быть основаны на детальном плане (проекте) и расчете, который обязательно приведет к успеху; - коллектив должен быть готов (теоретически и практически) к осуществлению изменений;
Принципы педагогического менеджмента - необходимо помнить, что сопротивление переменам будет всегда, и искать консенсус, объяснять людям необходимость изменений; - процесс изменения в ОУ – это прежде всего процесс перемен в самом педагоге, в его личности.