Управление образовательной системой
Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в определенной области, результат, которого соответствует целям, заданным государством, и фиксируется соответствующим документом образовательного учреждения
система Взаимодействие множества частей, элементов и их интеграция в целое
Признаки системы Наличие составных элементов Наличие связей (способ связи -структура) Интегративность Целеустремленность Наличие коммуникативных свойств (внешняя среда, суб. и суперсистемы) Наличие управления
сущностная характеристика образовательного процесса целостность, как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность.
Педагогический процесс процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем (Ю.К. Бабанский); специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов); целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей (Б.Т. Лихачев); развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых (И.П. Подласый).
педагогический процесс целенаправленный процесс по реализации общих и частных задач образования, воспитания и развития личности воспитанников. педагогический процесс как динамическую педагогическую систему, строящуюся и развивающуюся с учетом: определенных принципов, форм и методов
образовательный процесс педагогическая система, для которой характерно множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей Н.В. Кузьмина
М.М. Поташник в школе как открытой социально- педагогической системе выделяется образовательный процесс как составную ее часть. При этом образовательный процесс, обладающий всеми признаками системы, состоит из «десятков и сотен отдельных образовательных процессов», которые должны рассматриваться в разных плоскостях
образовательный процесс в аспектах: в динамическом - как процесс движения от целей к результатам, характеризующийся непрерывностью, последовательностью, оперативностью в решении общих и частных задач; в содержательном - как совокупность элементов и форм человеческой культуры, выраженную в: знаниях о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности; способах деятельности, которые воплощаются в умениях и навыках личности; опыте творческой, поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом и каждой личностью проблем; нормах отношений к миру, природе, обществу, друг к другу, к себе, то есть системе волевой, моральной, эстетической, эмоциональной воспитанности; технологическом - как систему его инструментовки и оптимизации, обеспечивающуюся подбором и реализацией гуманистически ориентированных принципов, форм и методов
Исследование целостного образовательного процесса возможно только с позиций системного подхода, позволяющего представить его как педагогическую систему.
Системный подход (В.П. Сергеева) Направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, Ориентирует на - раскрытие целостности объекта - Выявление многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину
С.И. Архангельский Структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педпроцесса. В структуре системы он выделяет следующие компоненты: содержание обучения; средство обучения; учебную работу студентов; формы и методы обучения; учебную и научную деятельность преподавателей
Ю.К. Бабанский педагогический процесс как система в двух аспектах: с точки зрения состава системы, в которой он функционирует, и состава самого процесса. В состав системы входят: педагоги и другие субъекты обучения и воспитания; ученики; условия обучения. Педагогический процесс состоит из: цели; содержания; форм и методов организационной деятельности; методов эмоционально-волевого стимулирования; контроля; анализа; оценки результатов.
Н.В. Кузьмина Структурные компоненты педагогической системы являются базовыми элементами, характерными только для педагогических систем. Базовые элементы: цель, учебная информация, средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги
А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
педагогическая система множество взаимосвязанных компонентов, объединенных целью образования, воспитания и развития личности, функционирующих в целостном педагогическом процессе. Базовые компоненты: цель; воспитанники (ученик; учащиеся; студенты); педагог (педагогический коллектив); содержание образования (содержание обучения, содержание воспитания; учебная информация и др.); средства образования (учебные пособия и различные ТСО; средства обучения; средства педагогической коммуникации и др.).
Управление педагогической системой системообразующий фактор Как критерий выделения структурных элементов, определяющих взаимную общность и интеграцию В.Л. Якунин
управление определяет целостное функционирование компонентов педагогической системы Действия педагога (действия по отбору информации, выбору средств ее введения и закрепления, руководству, деятельностью воспитанников в соответствии с целями обучения), по сути своей являются управленческими действиями
управление образовательным процессом как педагогической системой обеспечивает, с одной стороны, сохранение его целостности и возможность влияния на компонентные составляющие, с другой - эффективное функционирование, показателем которого является достижение целей образовательного процесса.