Разработка управленческих решений
Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.
Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенций и направленный на достижение целей организации. Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности проблемы за счет ее решения, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация. Черты управленческих решений: обоснованность; своевременность; комплексность подхода; законность; четкая формулировка задач; посильность исполнения; преемственность и противоречивость по отношению к ранее принятым решениям.
Виды управленческих решений Общие затрагивают все предприятие, его производственную и финансово-хозяйственную деятельность. Общие управленческие решения определяют коренные изменения на предприятии, а также дальнейшее развитие производства (компьютеризация производственного и управленческого процессов, переход на выпуск новой продукции, реорганизация предприятия и т.п.). Частные касаются каких-либо подсистем, затрагивающих текущие вопросы (например, о дисциплине, об увольнении сотрудника, об изменении графика работы какого-либо подразделения и т.п.).
Решения для воздействия на внешнюю среду предприятия касаются ближнего окружения, партнеров, клиентов, кредиторов (например, необходимость получения ссуды в банке). Решения для воздействия на внутреннюю среду предприятия связаны с управляемой системой (например, изменение штатного расписания, которое повлечет за собой сокращение сотрудников или разработку новой структуры управления, в результате появится дополнительная должность топ-менеджера).
по периоду их действия: на длительный срок (штатное расписание) и короткий срок (авария на производстве, форс-мажорные обстоятельства, такие как землетрясение, ураган, пожар и т.д.). по уровням иерархии: зависит от характера вопроса, по которому принимаются решения, и от компетенции и права каждой ступени иерархии принимать решения. по степени структурированности: слабоструктурированные (незапрограммированные) и высокоструктурированные (запрограммированные), т. е. являющиеся результатом реализации определенной последовательности действий или шагов.
по количеству целей: моноцелевые (одноцелевые) и полицелевые (многоцелевые). По длительности действия различают управленческие решения стратегические (долгосрочные и среднесрочные), тактические, оперативные (текущие). Управленческие решения бывают индивидуальными и групповыми. По уровню принятия различают управленческие решения, затрагивающие организацию в целом, структурные подразделения организации, функциональные службы организации, отдельных работников. По глубине воздействия бывают управленческие решения одноуровневые и многоуровневые.
По причинам: ситуационные; по предписанию; программные; инициативные; сезонные. По времени действия: оперативные; тактические; стратегические. По организации принятия решений: индивидуальные; коллективные; коллегиальные.
По степени новизны: традиционные; оригинальные. По степени регламентации: нормативные; ориентирующие; рекомендующие. По способу фиксации: письменные, устные, электронные. По содержанию: решения, имеющие количественные характеристики; решения, не имеющие количественных характеристик.
По функциональной направленности: планирующие, организующие, координирующие, информирующие. От системы оценки альтернатив (числа критериев): однокритериальные; многокритериальные. По способу выработки: интуитивные, основанные на суждениях, рациональные.
Формы разработки и реализации УР С точки зрения государственной системы документационного обеспечения управления выделяют следующие виды документов, на основе которых принимаются УР и в которых фиксируется принятое решение: организационно-правовые; распорядительные; справочно-информационные.
К организационно-правовым документам относятся: учредительные документы организации (устав); положение об организации; положение о структурном подразделении, коллегиальном и совещательном органах управления; регламент работы коллегиальных и совещательных органов, аппарата управления или руководства; структура и штатная численность; штатное расписание; инструкции по отдельным видам деятельности, нуждающимся в регламентации (инструкция по делопроизводству); должностные инструкции.
Распорядительные документы - основное назначение - регулирование деятельности, позволяющее органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от деятельности организаций, входящих в его систему. Распорядительные документы содержат решения, идущие сверху вниз: от управляющего органа к подчиненным организациям и структурным подразделениям. По своему действию распорядительные документы подразделяются на: -правовые акты, действующие на федеральном уровне: акты, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, органами федеральной исполнительной власти.
правовые акты, действующие на уровне субъектов РФ; правовые акты, действующие в пределах отрасли (издаются отраслевыми органами федеральной исполнительной власти); правовые акты, действующие в рамках отдельной организации, учреждения, фирмы. С точки зрения принятия решения распорядительные документы делятся на: издаваемые в условиях коллегиальности; издаваемые в условиях единоличного принятия решений. Как правило, коллегиально принимаются и издаются постановления и решения.
Стадии управленческого решения Первая стадия - уяснение проблемы - включает в себя: сбор информации; анализ информации; выяснение ее актуальности; определение условий, при которых проблема будет решена. Вторая стадия - составление плана решения - включает в себя: разработку альтернативных вариантов решения; сопоставление их с имеющимися ресурсами; оценку альтернативных вариантов по социальным последствиям; оценку их по экономической эффективности; составление программ решения; разработку детального плана решения.
Третья стадия выполнение решения включает в себя доведение решений до конкретных исполнителей; разработку мер поощрений и наказаний; контроль за выполнением решений. Работа менеджера над принятием решения состоит из ряда этапов: определение цели управления; диагностика проблемы; сбор информации, как основной, так и дополнительной; определение критериев ограничений; подготовка вариантов решений, в том числе альтернативных; оценка вариантов решений; выбор окончательного варианта. Принятие решения является главным звеном это творческий этап.
Параметры по целям - субъект управления принимает решение не для удовлетворения собственных интересов, а для решения проблем организации, текущих вопросов и достижения тактических и стратегических целей организации. по последствиям - решения, принимаемые в частной жизни сказываются на жизни принявших их индивидов, управленческие решения влияют на деятельность всей организации и ее сотрудников; чем выше уровень принятия управленческого решения, тем серьезнее их последствия.
по разделению труда - в частной жизни решение выполняется тем, кто его принял, управленческие решения выполняются на основе разделения труда: руководитель - исполнители. по профессионализму - решения частного порядка принимаются людьми в силу их опыта и разума, управленческие решения требуют не только опыта, но и специальной подготовки, профессиональных знаний, дающих право получить полномочия для самостоятельного принятия решений.
Аспекты Психологический аспект - решение представляет собой логико-мыслительный акт субъекта управления, на который могут оказывать влияние различные как внутриличностные, так и внешние факторы. Информационный аспект: 1) к информации, на основе которой принимается решение, предъявляется целый ряд требований в плане ее достоверности, полноты и верифицируемости, поскольку это определяет уровень определенности ситуации и степень риска от принятого решения; 2) само по себе УР - это информация, к которой также предъявляется ряд требований.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям Наличие ясной цели Должно быть обоснованным Иметь адресата и сроки исполнения Должно бать непротиворечивым и правомочным Должно быть эффективным и конкретным Должно быть своевременным Должно обладать полнотой, краткостью и четкостью
Юридический аспект - УР, должно приниматься субъектом, имеющим на то полномочия, поскольку любое решение имеет юридические основания и последствия, представляет собой совокупность прав и обязанностей лиц, задействованных в процессе принятия и исполнения решения. Организационный аспект - УР, как было уже нами рассмотрено, является основой управления, поскольку решения связывают в единый процесс базовые функции управления.
Принятие решения это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели. Следовательно, процесс принятия решения это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.
Типовой процесс принятия решений включает: предварительное формулирование проблемы; определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности; выявление и установление ограничений; составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных; сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;
точное формулирование поставленной задачи; анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения; разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы; оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных; принятие решения; доведение решения до исполнителей; выполнение решения и оценку результата.
Схема разработки и принятия УР Выявление и описание проблемной ситуации, прогноз ее развития либо Анализ состояния внутренней и внешней среды организации Формулировка целей разработки УР Оценка времени и ресурсов, необходимых для разработки УР Разработка альтернативных вариантов УР Оценка альтернатив и прогнозирование ситуации, определяющей последствия реализации альтернатив Выбор альтернатив, разработка и принятие (согласование и утверждение) решения Контроль реализации решения* Оценка эффективности*
Виды решений Организационное решение: – запрограммированное – незапрограммированное Компромиссы Интуитивное решение Решение основанное на суждении Рациональное решение
Этапы принятия решения Этап 1. Диагностика проблемы Диагностика проблемы включает в себя: выявление и осознание симптомов затруднений или имеющихся возможностей; установление причин возникновения проблемы; определение характера проблемы;
Этап 2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений определение ограничений и формулировка критериев принятия решения. Этап 3. Определение альтернатив Этап 4 Оценка альтернатив Этап 5. Выбор альтернативы Этап 6. Реализация решений Этап 7. Обратная связь (контроль выполнения решения)
Этапы рационального решения проблем 1 - диагностика проблема; 2 - формулировка ограничений и критериев; 3 – выявление альтернатив; 4 – оценка альтернатив; 5 – окончательный выбор
Пояснения (этапы рационального решения) Диагностика проблемы – необходимость собрать и проанализировать требующуюся внешнюю и внутреннюю информацию. Ограничение решений – это определяемые высшим руководящим звеном, сужения полномочий всех членов организации. Критерии принятия решений – это стандарты, которым оцениваются альтернативные варианты выбора.
Пояснения (этапы рационального решения) Оценка альтернатив – определение достоинств и недостатков каждого из решений, а также возможных последствий. Выбор альтернатив – тщательное определения проблемы, после которого руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными последствиями.
Пояснения (виды решений) Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должности. Компромиссы – это решение, которое с учетом все факторов, представляется наиболее удачливым с точки зрения конечного результата.
Пояснения (виды решений) Интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решение основанное на суждении – это выбор обусловленный знаниями или накопленным опытом.