Функции управления Л.Е.Халудорова, к.п.н., доцент РИКУиО
Функции управления – это: отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых объектов.
Классификация функций: - по блокам – мотив, цель, планирование, переработка информации, оперативный образ или концептуальная модель, принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действия; - по стадиям – диагностическая, творческая, организаторская.
Классификация функций: - по циклам и этапам управленческой деятельности (операции, действия) – выработка и принятие решения, организация, регулирование, корректировка, учет и контроль.
Функции управления При реализации функции управления решается управленческая задача. Но функция управления и управленческая задача - не одно и то же. Содержание функции определяется только тем, что должно быть сделано (что требуется). Управленческая задача включает в себя условия.
Функции управления Управленческая задача – это отношение между тем, что требуется сделать для реализации какой-либо управленческой функции в определенное время и в определенном месте, и имеющимися для этого возможностями (условиями).
Функции управления Функционирование можно рассматривать как относительно самостоятельные виды деятельности, но они взаимосвязаны
Традиционная классификация функций управления в образовании Педагогический анализ Целеполагание Планирование Организация Регулирование Контроль
1. Педагогический анализ Анализ – это обработка информации, но на более высоком уровне, когда еще до принятия решения формулируется проблема, ставится задача Анализ – мысленное или реальное расчленение объекта на элементы
Педагогический анализ В процессе осуществления педагогического анализа используются специфические методы, как анализ, синтез, аналогия, декомпозиция, установление причинной связи, группировка, сравнение
Педагогический анализ Оперативный анализ Тематический анализ Итоговый анализ: - 1 этап (определение предмета, состава и содержания анализа) - 2 этап (структурно-функциональное описание предмета анализа, изучение способа связей)
Педагогический анализ - 3 этап (анализ причинно-следственных связей по цепочке: явление – причина – условие – следствие). Причина имеет место при взаимодействии систем или элементов данной системы. - 4 этап (установление фактов достижения целей)
2. Целеполагание Цель – это: - желанное состояние объекта - желаемое состояние объекта в будущем - модель «потребного» будущего - долгосрочный желаемый результат - осознанный желаемы результат
Целеполагание Цель – это заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности Целеполагание – это процесс формирования цели, процесс ее развертывания
Целеполагание Целеполагание – это логико- конструктивная операция, которая может осуществляться по алгоритму «анализ обстановки – выяснение потребностей, интересов ресурсов – выбор потребностей или интересов – формулировка цели».
3. Планирование План – это документ, в котором отражены мероприятия по выполнению определенных видов деятельности, указаны сроки исполнения и ответственные за исполнение.
Требования к планированию Единство целевой установки и результатов реализации Единство долгосрочного и краткосрочного планирования Осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов Обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования
4. Организация Организация – это процесс упорядочения действий отдельных лиц и подразделений, образующих организацию Организационная структура – распределение функциональных обязанностей для организации совместной деятельности
Организационная структура 1. Линейная организационная структура – это последовательность индивидуальных и коллективных субъектов, выстроенных в порядке подчинения 2. Функциональная организационная структура – субъекты выстраиваются в соответствии со своим предназначением,
Организационная структура функциональными обязанностями, что указывают их связи и отношения, называемые координацией 3. Смешанная организационная структура – это линейно-функциональная оргструктура, в которой связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией
Организационная структура 4. Дивизиональная структура – создание относительно самостоятельных структур управления отдельными частями школы и наделения их полномочиями выработки решений по широкому кругу вопросов.
Организационная структура 5. Структура проектного типа – это временная структура, создаваемая для решения какой-то определенной задачи 6. Структура матричного типа возникает при одновременной реализации многих проектов
5. Контроль и регулирование Внутришкольный контроль включает следующие управленческие действия: - разработку и использование стандартов, эталонов, критериев, норм оценивания состояния разных подсистем школы; - определение сферы действия каждой из этих норм;
5. Контроль и регулирование - сбор информации о степени соответствия объектов контроля разработанным нормам; - анализ причин выявленных рассогласований; - поиск путей их преодоления; - принятие соответствующих решений; - проверка их исполнения.
5. Контроль и регулирование Контроль как плановая проверка Контроль как оперативная проверка Контроль как мониторинг Контроль как административные контрольные работы
5. Контроль и регулирование Организационные формы контроля: - фронтальный контроль - тематический контроль - предупредительный контроль - классно-обобщающий контроль - персональный контроль
Обновление функций управления Информационно-аналитическая функция Мотивационно-целевая функция Планово-прогностическая функция Организационно-исполнительская функция Контрольно-диагностическая функция Регулятивно-коррекционная функция
Проектирование информационно- аналитической деятельности (ИАД) 1. АД направлена: - на выявление проблем - на постановку задач - на решение задач 2. Каковы цели АД? - установить расхождение между требуемым и достигнутым, планируемым и осуществленным
Проектирование информационно- аналитической деятельности (ИАД) - сформулировать проблемы как несоответствие между тем, что должно быть, и тем, что есть - выявить причины их возникновения как недостаток - структурировать и ранжировать выявленные проблемы
Проектирование информационно- аналитической деятельности (ИАД) - определить цели как образ того, что намерены достичь - представить условия, необходимые для реализации этих целей - осуществить отбор основных действий, которые обеспечат достижение цели - определить ресурсы, необходимые для реализации действий - установить критерии и параметры, по которым оценивать достижение цели.
Проектирование информационно- аналитической деятельности (ИАД) 3. Каковы технологии осуществления анализа? - технологии проблемно-ориентированного анализа - технологии целеполагания - технологии ООД (ориентировочной основы действий)
2. Мотивационно-целевая функция Разграничение понятий «цель», «задача», «идеал». Стратегические, тактические, оперативные цели и задачи
3. Планово-прогностическая функция управления Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных целей и разработке программ их достижения.
4. Организационно-исполнительская функция управления Простой, гибкий и динамичный способ объединения различных функциональных знания, опыта и квалификации в программно-целевые группы (команды). Горизонтальный принцип взаимодействия членов команды.
5. Контрольно-диагностическая функция управления Содержание педагогической диагностики включает оперативные изучение и оценку, регулирование и коррекцию процесса или явления как на уровне личности ученика, так и на уровне деятельности учителя и руководителя школы
Регулятивно-коррекционная функция управления Эта функция определяется как деятельность по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.
Функции управления Спасибо за совместную деятельность!