Значение проекта TEMPUS IV в реализации задач организационно- методического сопровождения врачей-педагогов Голубчикова М.Г., Горбачева С.М., Маньков А.В. Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования
Проект TEMPUS IV завершает работу Тема: «Система обучения в течение всей жизни для преподавателей медицинских вузов» Цель: создание системы непрерывного обучения для преподавателей медицинских вузов
ИГМАПО – учреждение дополнительного профессионального медицинского образования
Проблема непрерывного обучения преподавателей особенно актуальна В педагогическую деятельность приходят профессионалы-медики (врачи, провизоры, управленцы) из лечебных учреждений В современной ситуации много видов деятельности приходится осваивать на рабочем месте Следовательно, возрастает роль самой организации в профессиональном росте своих сотрудников
Сопровождение профессиональной деятельности преподавателей Большое значение приобретают процессы сопровождения, коучинга преподавателей в системе медицинского образования Коучинг вид индивидуальной поддержки людей, ставящих своей задачей профессиональный и личностный рост, повышение персональной эффективности Понятие «сопровождение» в масштабе работы организации несколько шире коучинга, поскольку включает не только процесс взаимоотношений руководителя с подчиненными, но некую систему организованной педагогической поддержки сотрудников в реализации их индивидуальных целей, являющихся частью коллективных целей учреждения
Направления сопровождения профессиональной деятельности преподавателей Методологический аспект Управленческий аспект Сопровождение профессиональной деятельности преподавателей Технологический аспект Практикоориентированный аспект Значение проекта TEMPUS IV в решении задач сопровождения преподавателей
Методологический аспект Отправной точкой послужила встреча в Страсбургском университете осенью 2010 года Определение основных подходов к обучению преподавателей медицинских учебных заведений с позиций компетентностно-ориентированного образования Создание квалификационных требований для преподавателей медицинских вузов в России Совместная работа с коллегами из Рурского университета Бохума, Первого московского медицинского университета им. И.М. Сеченова, Омской ГМА, Северного ГМУ, Волгоградского ГМУ над программой подготовки преподавателей медицинских вузов
Страсбург, октябрь 2010
Бохум, ноябрь 2010
Методологический аспект Разработка совместно с ОмГМА и Рурским университетом Бохума модуля «Технологии проектирования и организации профессионально-ориентированного обучения в медицинском вузе» Апробация модуля при обучении преподавателей ИГМАПО (цикл 72 часа, 55 человек) Доклад на совместном заседании ученого и методического советов ИГМАПО «Разработка компетентностной модели преподавателя в медицинском и фармацевтическом дополнительном профессиональном образовании (Голубчикова М.Г., июнь 2011 г.) Обсуждение программы подготовки преподавателя на методическом совете ИГМАПО (Голубчикова М.Г., октябрь 2011г.)
Управленческий аспект Опыт Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) по аттестации преподавателей Работа над стандартами контроля качества обучения под руководством коллег из СМГУ Посещение Римского университета «Tor Vergata» (Италия) и знакомство с особенностями его работы
Управленческий аспект
Выступление на Координационном совете по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения Сибирского федерального округа «О реализации проекта Tempus IV» (Горбачева С.М., июнь 2011 г.). Публикация тезисов в сборнике «Актуальные проблемы медицинского последипломного образования» Обсуждение вопросов участия в проекте и стандартов качества обучения на заседаниях ученого и методического совета ИГМАПО (Горбачева С.М., февраль 2011 г., июнь 2011 г., Голубчикова М.Г., апрель 2012 г.)
Управленческий аспект Разработаны и изданы методические рекомендации по оценке качества обучения в дополнительном медицинском образовании и предложены кафедрам ИГМАПО Вопросы стандартизации качества обучения представлены в статье, опубликованной в Сибирском медицинском журнале, входящем в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий Опыт работы ИГМАПО по реализации системы менеджмента качества представлен в статье, опубликованной в материалах семинара в г. Омске (февраль 2011 г) Опыт контроля качества обучения представлен в двух статьях, опубликованных в сборнике материалов семинара в г.Архангельске (февраль, 2012 г.)
Технологический аспект Огромную помощь оказали коллеги из Рурского университета г. Бохума и университетов г. Лилля, г. Ниццы Очень полезным было знакомство с технологией проблемно-ориентированного обучения студентов в Рурском университете и опыт немецких коллег по обучению преподавателей технологиям взаимодействия с аудиторией Большое впечатление произвели технологии создания программных мультимедийных и видеопродуктов в университетах г. Лилля, Виртуального медицинского университета франкофонии
Технологический аспект
Большой опыт использования современных образовательных технологий имеется в Волгоградском государственном медицинском университете и Омской государственной медицинской академии, что будет использовано преподавателями ИГМАПО Опыт зарубежных коллег освещался на заседании методического совета ИГМАПО с позиции возможности применения интегрированных технологий обучения на клинической кафедре (Маньков А.В., декабрь 2011 г.) и при обучении преподавателей ИГМАПО (февраль 2012 г.) и Иркутского государственного медицинского университета (октябрь 2012 г.)
Технологический аспект Собственный опыт ИГМАПО был представлен на встречах в Рурском университете г. Бохума (Маньков А.В., ноябрь 2010 г.), в Волгоградском и Северном медицинских университетах (Горбачева С.М., октябрь 2011 г., февраль 2012 г.), на конференции «Медицинское образование 2012» в Первом московском медицинском университете им. И.М. Сеченова (Голубчикова М.Г., апрель 2012 г.) Об особенностях использования технологий обучения и контроля обучающихся в медицинском образовании опубликованы статьи в Сибирском медицинском журнале со ссылкой на проект, сборниках семинаров в г. Омске, г. Волгограде, г. Иркутске.
Технологический аспект
Практико-ориентированный аспект Очень ценен для нас опыт зарубежных коллег из Страсбургского медицинского университета, Лилльского университета 2 (Франция), Римского университета (Италия), Рурского университета (Германия) где огромное внимание уделяется вопросам совершенствования обучения практическим навыкам через «симуляционные» методы, «серьезные игры», видеообучение и т.д. Огромное впечатление произвели на нас разнообразные симуляторы, фантомы, манекены, используемые в учебном процессе университетов Франции, Германии, Италии. Данный опыт осмысливается нами и транслируется преподавателям на циклах повышения квалификации
Практико-ориентированный аспект
Итоги участия ИГМАПО в проекте TEMPUS IV Совместно с Омской ГМА разработан модуль «Технологии проектирования и организации профессионально- ориентированного обучения в медицинском вузе» Совместно с Омской ГМА и Волгоградским ГМУ подготовлено учебное пособие для получения грифа Учебно-методического объединения по медицинскому образованию Под руководством Северного ГМУ разработаны стандарты контроля качества обучения в дополнительном медицинском образовании В рамках софинансирования опубликовано 3 наименования методических рекомендаций
Итоги участия ИГМАПО в проекте TEMPUS IV Опубликовано 2 статьи, освещающих проект Tempus IV, в Сибирском медицинском журнале, входящем в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий Подготовлено 9 статей для публикации российскими вузами-партнерами материалов международных семинаров в рамках проекта Сделан доклад о проекте на Координационном совете по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения Сибирского федерального округа Представлено 6 выступлений, отражающих опыт участия академии, на заседаниях ученого и методического советов ИГМАПО
Итоги участия ИГМАПО в проекте TEMPUS IV Отправлены тезисы, отражающие значение проекта TEMPUS IV в сборник VIІI Международной научно- практической конференции «Образование и наука XXI века – 2012» Представители ИГМАПО приняли участие в восьми зарубежных и семи российских поездках, имели возможность изучить опыт работы семи европейских университетов, посмотреть лечебные заведения Мы надеемся, что полученный опыт поможет совершенствованию системы сопровождения преподавателей-медиков в учреждении дополнительного медицинского профессионального образования
Спасибо за внимание!