Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя. Этот комплекс ориентирован прежде всего развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса : роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.
Рекомендации по выбору темы тема должна содержать проблему; быть актуальной; указывать направление поиска
Проблема выявляет сущность противоречий, имеющихся в образовательной системе УЗ. Противоречие – это несоответствие между желаемым и имеющимся результатом, состоянием (например, образовательного процесса). Выявленная и сформулированная проблема позволяет поставить обоснованные задачи и определить пути их достижения.
Основные этапы работы ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП анализ затруднений; анализ состояния образовательного процесса; выявление противоречий; изучение литературы по проблеме
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП определение целей и конкретных задач; формулировка гипотезы (для уровня научной, экспериментальной работы); Разработка системы мер, направленных на решение проблемы прогнозирование результатов
Пояснительная записка (схема написания): проблема; тема; цели и задачи; основные формы и методы работы; прогнозируемый результат.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП составление программы работы; подготовка материально- технической базы; методическое обеспечение
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП реализация собственной программы (методики, технологии); отслеживание промежуточных результатов
Примерный план отчета по работе над темой самообразования в период реализации мероприятий практического этапа 1. Обоснование выбора темы. 2. Цель и задачи работы над темой, сроки. 3. Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы. 4. Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях. 5. Какой предполагается результат и форма его представления.
КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП проведение контрольных срезов, тестов, диагностических процедур; при необходимости корректировка программы
ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП обработка полученных данных; соотнесение полученных результатов с планируемыми; корректировка гипотезы; оформление, описание результатов
ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЭТАП применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности; распространение данной программы (методики, технологии) при наличии запроса на нее
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ выбор формы подведения итогов (реферат, доклад, статья, подготовка методического пособия, разработка рекомендаций, творческий отчет); подведение итогов
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Структура методической разработки 1. Титульный лист 2. Краткая аннотация 3. Пояснительная записка 4. Содержание 5. Введение 6. Основная часть 7. Заключение 8. Список использованных источников 9. Приложения