Успенская А.М., Федорова О.В., Деликишкина Е.А., Малютина С.А., Фейн А.А. Экспериментальный подход к исследованию референции в дискурсе: интерпретация анафорического местоимения в зависимости от риторического расстояния до его антецедента. (на материале русского языка)
Что такое дискурс? Дискурс = процесс языковой деятельности + ее результат Дискурс = Коммуникация + Текст Дискурс vs. Текст Текст – статический объект. Дискурс – объект динамической природы. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ psycholinguistics Дискурс
Структура дискурса КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ psycholinguistics Дискурс делится на ЭДЕ (элементарные дискурсивные единицы). ЭДЕ клауза & просодическая единица ЭДЕ следуют друг за другом, образуя таким образом линейную структуру.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ psycholinguistics Иерархическая структура дискурса – граф: элементы (узлы графа) – ЭДЕ; каждый элемент связан с другими элементами набором логических связей; каждая ЭДЕ добавляет что-то для реализации коммуникативного намерения говорящего. Теория риторической структуры Rhetorical Structure Theory, RST William Mann & Sandra Thompson (1983)
ЭДЕ связаны между собой различными риторическими отношениями (РО); Связанные между собой ЭДЕ образуют группы, также связанные риторическими отношениями; РО бывают симметричными и асимметричными (аналогия: типы связей сложносочиненных и сложноподчинённых предложений) Примеры наиболее распространенных видов РО: - Симметричные: последовательность, конъюнкция, контраст - Асимметричные: обоснование, обстоятельство, уступка, детализация, фон, неволитивная причина, волитивная причина, мотивация и тд. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ psycholinguistics Теория риторической структуры
Пример симметричного отношения: (1)Пришел, (2) увидел, (3) победил. 1-3 последовательность 1 23 КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ psycholinguistics Пример асимметричного отношения: (1)Так как Иван боялся разбудить ребенка, (2) он вошел в комнату на цыпочках. 1-2 волитивная причина 1 2 ИЛИ: (1)Иван боялся разбудить ребенка (2) и вошел в комнату на цыпочках. (1) Иван боялся разбудить ребенка. (2) Он вошел в комнату на цыпочках. Теория риторической структуры
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ psycholinguistics Риторическое расстояние (RhD) - количество горизонтальных переходов по графу дерева; Риторическое расстояние может не совпадать с линейным. Подробнее о методике измерения RhD см. в работе A. Kibrik, O. Krasavina. A corpus study of referential choice: the role of rhetorical structure. From C to B From C to A LinD12 RhD21 Теория риторической структуры
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ psycholinguistics Типы референциальных средств: полная ИГ, анафорическое местоимение, анафорический нуль. Факторы, влияющие на выбор референциального средства при анафоре: линейное расстояние до антецедента [Givon 1983] риторическое расстояние до антецедента [Fox 1987] расстояние в абзацах [Tomlin 1987] семантико-синтаксический статус антецедента (подлежащность и агентивность) внутренние свойства антецедента (одушевленность и центральность в дискурсе) Данные факторы рассматриваются как факторы активации, которые в сумме дают коэффициент активации (КА). [Kibrik 2003], [Kibrik in press] Референция в дискурсе
Баллы, начисляемые за значения каждого из релевантных факторов, суммируются. 0 < КА < 1,0 Чем выше КА, тем более активирован референт => тем более редуцированную номинацию выбирает говорящий. psycholinguistics КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Референция в дискурсе Реф. средство Только полная ИГ Полная ИГ, местоимение или нуль сомнительны Полная ИГ или местоимение/ нуль только местоимение или нуль КА0 – 0,30,4 – 0,60,7 – 0,91
psycholinguistics НАШ ЭКСПЕРИМЕНТ: СТИМУЛЫ 6 текстов, для каждого – три варианта последней клаузы. В ней содержится анафорическое местоимение, отсылающее читателя к антецеденту, расположенному в тексте выше (всегда LinD=3). Эти последние клаузы составлялись так, чтобы они встраивались в разные части риторической структуры текста. Значимые факторы активации, кроме риторического расстояния (которое варьировалось от 1 до 3), закреплялись на одном уровне. Все тексты создавались с учетом КА, т.е. чтобы употребление местоимения в последней клаузе было естественным. + два ложных антецедента в каждом тексте. За каждым текстом следовали 3 вопроса: один на определение референта (кто?) и два вопроса-филлера по содержанию текста (где? когда? зачем? и т.д.). Шесть экспериментальных листов были составлены так, что каждый испытуемый читал по два текста с RhD, равным 1, 2 и 3.
ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРИМЕНТА psycholinguistics Эксперимент 1: проверка отсутствия референциального конфликта 24 испытуемых, имея возможность повторно смотреть в текст, правильно ответили на референциальные вопросы => ошибки в основном эксперименте могут быть связаны только с недостаточной активацией референта в РП испытуемых Эксперимент 2: проверка естественности текстов тексты были созданы искусственно => необходима проверка на естественность 96 испытуемых оценивали один из трех вариантов каждого текста по пятибалльной шкале все тексты находятся в допустимых пределах по степени сложности восприятия, различий между вариантами с разных риторическим расстоянием не зафиксировано. Было проведено два пилотных эксперимента
СТИМУЛЫ psycholinguistics Был конец рабочего дня. Пятая бригада скорой помощи ехала на базу после ложного вызова. На носилках в кабине, набегавшись за смену, прикорнул медбрат. (1) Усталый доктор i, слушавший музыку в плеере, игнорировал заискивающие взгляды молодого ассистента, горящего рабочим энтузиазмом после первого дня в бригаде. (2) В наушниках звучал «Белый альбом» битлов. (3) Безупречная мелодия качала и убаюкивала. (4) а) RhD=1 Он i испытывал легкие угрызения совести за свою невнимательность к коллеге, но усталость превозмогала всё. б) RhD=2 Он i любил слушать эту пластинку после тяжелого трудового дня. в) RhD=3 Он i почувствовал, что медленно проваливается в сон.
СТИМУЛЫ psycholinguistics ВОПРОСЫ к тексту: 1. Какой номер был у бригады скорой? 2. Какая запись звучала в плеере? 3. а) Кому было стыдно за невнимательность к коллеге? б) Кто любил слушать пластинку битлов после работы? в) Кто почувствовал, что засыпает?
Гипотеза 1 psycholinguistics Усложнение риторической структуры повлечет за собой ухудшение качества ответов на вопросы, связанные с установлением референта. Если наша гипотеза верна, тем самым подтвердится тот факт, что RhD является важным и независимым фактором, влияющим на активацию референта в сознании адресата.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ psycholinguistics Влияние объема рабочей памяти на преодоление референциального расстояния Рабочая (оперативная) память - кратковременная память человека; объем оперативной памяти влияет на способность человека выполнять лингвистические задания; в частности, от объема РП зависит способность испытуемого правильно восстанавливать антецедент местоимения [Daneman & Carpenter 1980]
Гипотеза 2 psycholinguistics Объем оперативной памяти ограничивает способность человека удерживать в памяти антецедент местоимения при анафоре. =>Испытуемые с большим объемом памяти будут успешней преодолевать большие риторические расстояния. Таким образом, с уменьшением объема памяти испытуемых ожидается ухудшение в качестве ответов на референциальные вопросы.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА psycholinguistics Было опрошено 120 испытуемых; Эксперимент был оформлен как презентация Power Point; Испытуемые читали тексты про себя; Возвращаться к прочитанному тексту запрещалось; Использовалась техника саморегуляции скорости (испытуемый нажимал на пробел, чтобы перейти к следующей части задания); Ответы на вопросы давались устно; У испытуемых также измерялся объем РП (по методике Данеман и Карпентер). Его показатель принимал значения от 2 до 5.
РЕЗУЛЬТАТЫ psycholinguistics Табл. Рабочая память (по группам) vs. референциальный вопрос Различие между количеством правильных ответов в текстах с различным риторическим расстоянием статистически значимо: p-value возможно, отдельный, относительно автономный референциальный модуль 1) Эффект риторического расстояния: чем больше RhD, тем хуже испытуемые восстанавливают референта (независимо от объема рабочей памяти).
psycholinguistics РЕЗУЛЬТАТЫ 2) Эффект объема памяти: чем больше память, тем лучше испытуемые справляются с вопросами обоих типов: Корреляция статистически значима: cor = , p-value = 5.648e-08 (p-value
psycholinguistics Новые эксперименты )Был изменен способ подачи материала: непрерывная подача теста с помощью прокрутки в окошке (вместо подачи порциями на экране) => устранение неестественного деления на параграфы подтвердились оба эффекта; увеличилось кол-во правильных ответов и на референциальные, и на фактографические вопросы. 2)Аналогичный эксперимент на детях лет: подтверждение эффекта РП; отсутствие эффекта риторического расстояния (?позднее формирование референциальных навыков).
Отделение Теоретической и Прикладной Лингвистики, МГУ Успенская Анна psycholinguistics