Разминка: определите вид химической связи HNO 3 Cl 2 KHSO 4 H2O H2O NaOH CaO Cu
NH 3 + HCl [NH 4 ]Cl Донорно-акцепторный механизм образования связи + _.. Н + Н Н : Н Обменный механизм образования связи
Исследовательский урок химии в 11 классе Комплексные соединения. Комплексные соединения.Строение. Классификация и номенклатура.
Цели урока: повторить виды химической связи повторить виды химической связи сформировать понятие о составе и строении комплексных соединений, сформировать понятие о составе и строении комплексных соединений, познакомиться с основами координационной теории А. Вернера, познакомиться с основами координационной теории А. Вернера, на примере комплексных соединений расширить понятие о многообразии веществ, на примере комплексных соединений расширить понятие о многообразии веществ, рассмотреть классификацию и номенклатуру комплексных соединений. рассмотреть классификацию и номенклатуру комплексных соединений.
Решите задачу Молярная масса соединения равна 329 г/моль. Массовая доля К, С, Fe и N соответственно равны: 35,56%; 21,88 %; 17,02%; 25,54%. Определите молекулярную формулу вещества.
Решение Дано: Запишем элементы по возрастанию электроотрицательности Ответ:
Проблема 1 -Что это за соединение? К какому классу оно относится? K 3 FeC 6 N 6 3КСN · Fe(СN) 3
Лабораторный опыт 1). Внесите кристаллы исследуемого вещества в пламя спиртовки. Отметьте цвет пламени и сделайте вывод. 2). Растворите вещество в воде и проделайте качественную реакцию на ион железа (III) с роданидом калия. Прокомментируйте наблюдения. 3). Сделайте вывод о составе данного вещества.
Проблема 2 -Как может быть построен ион, содержащий железо? И как построено это соединение в целом? К 3 [Fe (CN) 6 ] – комплексное соединение
N H 3 + H Cl [NH 4 ] Cl + _.. + _ Ион аммония – комплексный ион
Строение комплексного соединения Комплексообразователь К 3 [Fe (CN) 6 ] ____ __________________ внешняя сфера внутренняя сфера лиганд координационное число
А. ВернерЛ.А.Чугаев
«Только с появлением теории Вернера химия комплексных соединений утратила характер лабиринта или темного леса, в котором исследователь рисковал заблудиться… ныне в этом лесу проложены широкие дороги…» Л.Чугаев.
Строение комплексного иона гексаамминкобальтата (III)
Классификация. В зависимости от природы лиганда различают: 1) аквакомплексы [Сr (Н 2 О) 6 ] Сl 3 ; 2) аммиакаты [ Сu (NН 3 ) 4 ] SО 4 ; 3) гидроксокомплексы К 2 [Zn (ОН) 4 ]; 4) ацидокомплексы К 4 [Fe (CN) 6 ].
Номенклатура Н 2 О – «аква-» NН 3 – «аммин-» Сl - – «хлоро-» NО 2 - – «нитро-» СN - – «циано-» ОН - – «гидроксо-» SО 4 2- – «сульфато-» СО - «карбонил»
Упражнение в номенклатуре. 1. Назовите вещества: - тетрагидроксоалюминат натрия - перхлорат хлоронитротетраамминкобальта (III) - сульфат тетраамминмеди (II) 2. Напишите формулы Хлорид гексааквахрома (III) Тетрагидроксоцинкат (II) калия [Сr +3 (Н 2 О) 6 ] Сl 3 - К 2 + [Zn +2 (ОН) - 4 ] Nа + [Аl +3 (ОН - ) 4 ] [ Со +3 (NН 3 0 ) 4 (NО 2 - )Сl - ]СlО 4 - [ Сu +2 (NН 3 0 ) 4 ] SО 4 -2
Назовите исследуемое вещество. К 3 [Fe (CN) 6 ] Гексацианоферрат (III) калия
Самостоятельная работа. 1. Напишите формулы веществ: I вариант I I вариант Тетрагидроксокупрата (II) натрия Гексанитрокобальтата (III) калия 2. Назовите вещества: [ Рt(NН 3 ) 3 Сl]Сl К[ Рt(NН 3 )Сl 3 ]
I вариант I I вариант 1. Тетрагидроксокупрат (II) натрияГексанитрокобальтат (III) калия 2. [ Рt(NН 3 ) 3 Сl]Сl К[ Рt(NН 3 )Сl 3 ] Na 2 [ Cu (OH) 4 ]K 3 [ Co (NO 2 ) 6 ] Хлорид хлоротриамминплатины (II) Трихлороамминплатинат (II) калия
Задание на дом. 1. §12 стр , упр.2 2. Конспект. 3. Определите массовые доли элементов в желтой кровяной соли. К 4 [Fe (CN) 6 ]