Уроки рефлексии имеют следующую структуру: этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; этап актуализации и пробного учебного действия; Этап локализации индивидуальных затруднений; Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; Этап реализации построенного проекта; Этап обобщения затруднений во внешней речи; Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; Этап включения в систему знаний и повторения; Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление затруднения в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. На уроках рефлексии используется понятие эталона, образца и эталона для самопроверки.
Целью мотивации (самоопределения) коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
Целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции затруднений является постановка цели коррекционной деятельности и на этой основе выбора способа и средств их реализации.
Целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Для реализации цели этапа обобщения затруднений во внешней речи необходимо: Организовать обсуждение типовых затруднений, Зафиксировать учебное содержание в котором были допущены ошибки во внешней речи эталона.
Для реализации цели этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону необходимо: Выполнить самостоятельную работу 2, включающую задания, которые на предыдущей самостоятельной работе вызвали затруднения, Оценить свои умения выполнять эти задания на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Для реализации цели этапа включения в систему знаний и повторения необходимо: тренировать навыки использования способов действий, вызвавших затруднения совместно с ранее изученным материалом (указать темы),повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (указать темы), организовать повторное прохождение предыдущего этапа для тех учащихся, у которых возникли затруднения в коррекционной деятельности.
Для реализации цели этапа рефлексии учебной деятельности на уроке необходимо: Зафиксировать содержание, которое закреплено и уточнено на уроке, Оценить собственную коррекционную деятельность с точки зрения достижения поставленных индивидуальных целей, Зафиксировать не разрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности, Обсудить и записать домашнее задание.