Содержание дополнительного образования в школе Современная педагогика характеризует термином дополнительное образование всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта
Принципы интеграции общего и дополнительного образования, как составной части модели непрерывного экологического образования включают в себя: Принципы интеграции общего и дополнительного образования, как составной части модели непрерывного экологического образования включают в себя: принцип вариативности, предусматривающий учёт интересов детей и подростков, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их освоение; индивидуальное, личностно ориентированное обучение; научность и фундаментальность содержания образования, основанная на современных исследованиях в области естественных наук, в частности, экологии. выездная деятельность, т.к. с живыми системами, в том числе и надорганизменными, надо знакомиться в естественной обстановке; реализация исследовательского подхода на всех этапах образовательного процесса, что ведёт к развитию навыков анализа полученной информации; позволяет сопоставлять материал, полученный при изучении различных предметов и из разных источников, выявлять проблемные вопросы, требующие дополнительного осмысления, находить возможные пути решения поставленных исследовательских задач. деятельностный подход в изучении естественных дисциплин; Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.
Содержание дополнительного образования в школе Цель: создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основным
Реализуя задачи дополнительного образования школа пытается разрешить, : существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение
Способы организации дополнительного образования детей в современной школе Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается.
Вторая модель организации дополнительного образования внутренне организована ; единая система еще не функционирует. формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых -ассоциации, творческие лаборатории, экспеди- ции, хобби-центры и т. п.; сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего: в результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.
Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры. сотрудничество осуществляется на регулярной основе; школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности; при этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.
Четвертая модель организации дополнительного образования в современной школе существует в форме учебно- воспитательных комплексов (УВК);. на сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей; в модели органично сочетаются общее и дополнительное образование ; в УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения ; нередко здесь образование строят, идя не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот.; дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы,
Дополнительные образовательные программы углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам; делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся; стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников; повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов
Роль дополнительное образования в школе решает целый комплекс задач направленных на гуманизацию всей жизни школы; выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику ситуацию успеха; содействовать самореализации личности ребенка и педагога; объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.