Платежная дисциплина на розничных рынках 2 декабря 2010г. г.Москва Шелеманов Александр Сергеевич, заместитель генерального директора по сбытовой деятельности ОАО «Пермэнергосбыт»
2 «Энергосбыт Ростовэнерго» Сегодня в 2010 году задолженность «Дон ВК Юг» за электроэнергию перед энергосбытовой компанией составляет 700 млн. руб. В 2008г. ОАО «Водный холдинг Дон ВК Юг» направлял такие письма
3 Платежная дисциплина на рынках электроэнергии- за 2010 год задача не решена!
4 В условиях снижения задолженности на ОРЭМ в 2010 году происходит рост дебиторской задолженности (в том числе просроченной, что особенно опасно) на розничном рынке перед гарантирующими поставщиками со стороны потребителей и сетевых организаций, что в условиях неопределенности нормативной правовой базы может привести к потере устойчивости гарантирующих поставщиков, надежности на розничном рынке и неплатежам на оптовом рынке! Должниками на розничном рынке становятся те потребители, в отношении которых сложно определить фактические объемы потребления и невозможно провести ограничения или отключения подачи энергии. Платежная дисциплина на оптовом и розничных рынках Уровень расчетов покупателей на ОРЭМ за январь-сентябрь 2010 года составил более 100%. Задолженность на ОРЭМ перед поставщиками за этот период снизилась на 4 млрд. руб. Задолженность перед ГП на РРЭ за этот период выросла на 25,9 млрд. руб. и составила 98,3 млрд. руб., из них просроченная – 23,4 млрд. руб. по 51 ГП из 120 ГП.
5 Расчеты на розничном рынке в 2010 г. по группам потребителей Максимальный темп прироста наблюдается по группе Бюджетные потребители. Большую долю занимают непромышленные потребители (ЖКХ, сетевые организации)
66 Причины неплатежей Группы потребителей электроэнергии Внешние факторы Факторы, присутствующие внутри отрасли, порождающие «неотключаемых» потребителей Территориальные сетевые организации - при большом количестве потребителей, особенно физических лиц, возникают сложности с определением объемов потерь; - в тарифах на передачу не учитывается полностью рост стоимости электрической энергии Основной причиной неоплаты является невозможность прекращения подачи энергии и отсутствие ответственности перед поставщиком. ЖКХ, Управляющие компании - рост задолженности происходит в отопительный период и связан с сезонным фактором; - неоплата физических лиц в УК и муниципальных коммунальных предприятий в организации ЖКХ. - Нехватка средств в тарифах ЖКХ Социально значимая категория потребителей, в отношении которой ограничения и отключения подачи электроэнергии не допускаются органами власти и Прокуратурой Промышленность Рост доли электроэнергии в себестоимости продукции. Рост цен на электроэнергию. Либо опасные производства, которые пользуются отсутствием установленной аварийной брони и защитой Прокуратуры, либо к сетям этих организаций присоединены субабоненты, и отключение промышленных предприятий ведет к нарушению прав третьих лиц. Бюджетные организации Нехватка средств в бюджетах. Социально значимая категория 6
7 ОАО «Пермэнергосбыт», ЗАО КЭС Мультиэнергетика, ООО Кудымкаргорэлектросвет 7 45% - задолженность территориальных сетевых организаций (потери в сетях), 35% - предприятия ЖКХ (котельные, водоканалы, управляющие компании), 11% - промышленные и прочие потребители, 6% - бюджетные учреждения, 3 % - население. Структура просроченной дебиторской задолженности ОАО «Пермэнергосбыт»
Из просроченной: - реструктуризированная 15% - отложенный платеж, график, обеспечение… - мертвая 28% - должник ликвидирован - мораторная 18% - начиная с процедуры наблюдения до исключения из госреестра. В большей части потенциально мертвая - никакая 39% - нет возможности реструктуризации, нет обеспечения, нет активов у должника, в большей части потенциально мертвая. Что с ней делать? - пусть будет – снижение ликвидности… лишение статуса - списывать - включать в тариф… снижение конкурентоспособности Основной фактор риска просроченная – дебиторская задолженность
Неплатежи – новые риски в период реформирования. Снижение конкурентоспособности при росте дебиторской задолженности. высокая стоимость создания доказательной базы:- договорная работа, акты приема передачи, согласование схем учета, объемов отпуска э/э с потребителями и сетевыми компаниями, акты сверки, обслуживание УРС, транспорт и т.п. высокая стоимость обслуживания текущей ДЗ: - ежедневный мониторинг, услуги связи. высокая стоимость обслуживания просроченной ДЗ: ежедневный мониторинг, кредитование кассовых разрывов, диспетчеризация, ограничения и отключения, взаимодействие с властью( Прокуратура, ФАС, Органы местного самоуправлени) досудебные и судебные издержки, участие в ликвидационных процедурах должников.
Что может быть? Массовое бегство от ГП Снижение ликвидности Низкая кредитоспособность Банкротство ГП Передача функции ГП в сети Новый виток?????
Что делать? 1. Качественно иной подход к платежеспособному потребителю.ХОЛИТЬ и ЛЕЛЕЯТЬ!!!! 2. Создание дочки и передача ей платежеспособных потребителей.Активы в дочку. ГП-помойное ведро. 3. Убытки по списанию мертвой ДЗ в тариф на передачу, возмещение через тариф на потери.Сопротивление сетей. Нормативный акт… 4. Что еще?????