1 Целевая модель розничных рынков – пути движения и развилки Фатеева Елена Игоревна НП ГП и ЭСК Москва 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совершенствование нормативного регулирования розничных рынков Невмержицкая Наталья.
Advertisements

1 Целевая модель розничных рынков электроэнергии (мощности) – пути движения и развилки.
Формирование целевой модели розничного рынка электроэнергии Президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» М.С. Андронов.
Гарантирующие поставщики и целевая модель розничного рынка электроэнергии Председатель Правления НП ГП и ЭСК, Генеральный директор ООО «Энергострим» Желябовский.
Стратегические задачи энергосбытовых компаний или легенды и мифы о ГП Е.Н. Орешкин 1.
Прохождение ОЗМ и гарантирующие поставщики электрической энергии Генеральный директор ООО «Энергострим», Председатель Правления НП ГП и ЭСК Желябовский.
О проблемах розничного рынка и механизмах их решения Председатель Правления НП ГП и ЭСК Ю.А. Желябовский.
Гарантирующие поставщики электроэнергии как инфраструктура розничного рынка электроэнергии Генеральный директор ООО «Энергострим», Председатель Правления.
Развитие конкуренции на розничном рынке.. Розничный рынок Этапы либерализации розничного рынка. Розничная генерация (базовая конкуренция) Розничная генерация.
Новый этап реформирования энергетики. С 1 сентября 2006 г. – запуск нового рынка электроэнергии ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства.
Эволюционная концепция целевой модели розничного рынка электроэнергии (мощности) 26 октября 2009 г. Сочи.
МОСКВА, август 2010 Целевой розничный рынок. 2 Направления развития розничного рынка Ценообразование Контроль в условиях ограниченной конкуренции: Отсутствие.
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
26 октября 2009 г. Сочи Концепция целевой модели розничных рынков э/э и мощности – ключевые изменения.
Розничные рынки электрической энергии. 2 Правила РРЭ 2.Дата вступления в силу – Текст документа:
Вопросы регулирования деятельности энергосбытовых компаний на розничном рынке Невмержицкая Наталья Заместитель Председателя Правления НП ГП и ЭСК по развитию.
1. Конкуренция 2. Упорядочивание оплаты Зачем, с какой целью? 1. оптимизация затрат всех потребителей, возможности выбора в пользу более дешевой электроэнергии.
МОСКВА, август 2010 Взаимосвязь оптового и розничных рынков. Предложения по механизмам ценообразования на оптовом и розничных рынках.
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
Открытое Акционерное Общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» 2011 г.
Транксрипт:

1 Целевая модель розничных рынков – пути движения и развилки Фатеева Елена Игоревна НП ГП и ЭСК Москва 2010

22 Механизмы государственного и правового регулирования розничного рынка 2 Нормативный правовой актПредмет регулирования ФЗ «Об электроэнергетике»Основные положения государственной политики в электроэнергетике: Требования о разделении видов деятельности Пределы либерализации Система ценового регулирования Граница оптового и розничного рынка Особый статус гарантирующего поставщика (ГП) Распределение полномочий органов власти Обязательные требований к субъектам и системе договорных отношений Постановления Правительства РФ Основные положения функционирования розничных рынков Порядок назначения и смены ГП Порядок заключения публичных договоров Взаимодействие субъектов Порядок определения предельных уровней нерегулируемых цен Порядок ограничений Правила оптового рынкаДоступ ГП и ЭСК на рынок, механизмы торговли Финансовые гарантии Порядок лишения статуса участника ОРЭ Расчетные параметры нерегулируемых цен Основы ценообразованияПорядок расчета и применения регулируемых тарифов Правила недискриминационного доступа Порядок доступа к услугам по передаче, услугам по оперативно- диспетчерскому управлению, услугам АТС Порядок технологического присоединения Стандарты раскрытия информации Информация, обязательная для раскрытия субъектами рынка перед потребителями, и порядок ее предоставления

33 График разработки нормативно-правовой базы розничных рынков Программа минимум (постановления Правительства РФ) Необходимо, чтобы перейти к 2011 году (100% либерализация): –Порядок расчета предельных уровней нерегулируемых цен –Розничная генерация –«Упаковка» перекрестки Не зависит от поправок уровня ФЗ Обеспечивает преемственность нормативной базы (существенные новации должны иметь отложенный срок вступления в силу) Должно быть готово к 1 января 2011 года Программа минимум (постановления Правительства РФ) Необходимо, чтобы перейти к 2011 году (100% либерализация): –Порядок расчета предельных уровней нерегулируемых цен –Розничная генерация –«Упаковка» перекрестки Не зависит от поправок уровня ФЗ Обеспечивает преемственность нормативной базы (существенные новации должны иметь отложенный срок вступления в силу) Должно быть готово к 1 января 2011 года Программа максимум (поправки в Кодексы и ФЗ + связанные с ними поправки в постановления Правительства РФ) Существенно влияет на систему отношений Новые требования к субъектам отрасли и потребителям Затрагивает смежное законодательство (например, жилищное) Согласованная внутриотраслевая позиция – в кратчайшие сроки. Далее – по мере принятия ФЗ. Желаемый срок – до года Программа максимум (поправки в Кодексы и ФЗ + связанные с ними поправки в постановления Правительства РФ) Существенно влияет на систему отношений Новые требования к субъектам отрасли и потребителям Затрагивает смежное законодательство (например, жилищное) Согласованная внутриотраслевая позиция – в кратчайшие сроки. Далее – по мере принятия ФЗ. Желаемый срок – до года

4 Модель розничных рынков переходного периода Основные свойства переходной модели: Для чего был задуман институт Гарантирующих поставщиков? –для надежного энергоснабжения «спящих» потребителей; –для свода баланса внутри периметра при невозможности установки коммерческого учета всем потребителям; –для гарантии платежей генерирующим и сетевым компаниями (покрытие кассовых разрывов); Гарантирующий поставщик – единственный кто заинтересован: – в 100% собираемости платежей; – в сбалансированности правил оптового и розничного рынков; –и НЕ заинтересован в росте цен (выше цены – сложнее собирать платежи, потеря потребителей); Гарантирующий поставщик (ГП) – энергосбытовая компания, обязанная заключить договор с любым обратившимся к ней потребителем - ПУБЛИЧНАЯ КОМПАНИЯ Институт гарантирующих поставщиков (начиная с 2006 года) в сложных условиях нормативных и кассовых «разрывов» сумел обеспечить надежность снабжения потребителей и платежи поставщикам

5 Проблемы переходной модели МНОГОЧИСЛЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ (РАО в целях продвижения реформы всех «загоняло» на оптовый рынок. Многочисленный состав делает работу оптового рынка не прозрачным и порождает неплатежи.) НЕТ КОНКУРЕНЦИИ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ МЕЖДУ ГЕНЕРАТОРАМИ: ОРЭ – РЫНОК ПОСТАВЩИКА (100% оплата мощности генерации, цена формируется по заявкам генераторов, по правилам рынка сбыт или потребитель с 100 млн. кВтч. все покупает по той же цене, что и с 30 млрд. кВтч.) НЕТ СИСТЕМЫ ГАРАНТИИ ПЛАТЕЖЕЙ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ (субъектам ОРЭ являются в том числе и финансово-нестабильные компании) И НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ НЕТ КОНКУРЕНЦИИ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ (не за что конкурировать; конкуренция только за сбытовую надбавку (2-4% от конечной цены) дискредитировала идею конкурсов на статус ГП; нет механизмов заключать для розничных потребителей долгосрочные договоры на оптовом рынке, договоры для конкретного потребителя и пр.) ГП – НЕ ПРОЗРАЧНОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ КАЧЕСТВА, МНОГОЧИСЛЕННОСТЬ (около 300 ГП в стране, 124 из которых – субъекты ОРЭ.). Отсутствие у гарантирующих поставщиков (ГП) и сбытовых компаний (ЭСК) с потребителями гражданами (находящимися под регулированием) мотивации к оптимизации затрат ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ИЛИ МИНИМАЛЬНАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ У ГП, НЕТ СТИМУЛОВ ИНВЕСТИРОВАТЬ В БИЗНЕС и УЛУЧШАТЬ КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ Переходная модель розничных рынков сыграла свою важную роль в переходный период реформирования, но не эффективна для дальнейшего развития рыночных отношений (согласно 36-ФЗ: конец функционирования переходной модели – 2011 г.)

6 Цели реформирования оптового и розничного рынков электроэнергии: –Право и возможность каждого потребителя выбирать поставщика (механизм: конкуренция); –финансовая дисциплина на оптовом и розничных рынках; – стимулирование генераторов, энергосбытовых компаний и конечных потребителей к заключению долгосрочных договоров на рознице и на оптовом рынке; – легализация перекрестного субсидирования и введение социальной нормы для населения; –Нормальная норма рентабельности всех бизнесов; –Высокое качество предоставляемых услуг; –Эволюционный путь продвижения к цели 6 Задачи целевого этапа развития рынков ДАТА ВВЕДЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ: 2012 г.? 2014 г.?

7 Целевая модель: единая ГТП Переход потребителя Для создания полноценной конкуренции за потребителя на РРЭ создается возможность покупки в рамках единой ГТП ГП нескольким ЭСК и потребителям: –территория охвата единой ГТП – зона деятельности ГП-субъекта ОРЭ –в границах этих ГТП ГП обслуживают потребителей: ГП, несколько ЭСК – субъектов ОРЭ, а также ЭСК- субъектов РРЭ, покупающих электроэнергию у ГП; –ЭСК – субъект оптового рынка может обслуживать потребителей в разных субъектах РФ, осуществляя покупку на ОРЭ с использованием различных механизмов (РСВ, КОМ, долгосрочные договоры) Условия для перехода потребителей от одного поставщика на РРЭ к другому: –наличие интервального учета (АСКУЭ не обязательно); –отсутствие задолженности перед текущим поставщиком ; –возможность перехода между поставщиками - 1 раз в квартал За потребителями также сохраняется право выхода на ОРЭ (непосредственно, либо через ЭСК) посредством регистрации отдельной ГТП с учетом выполнения такими потребителями всех условий оптового рынка в части финансовых гарантий, коммерческого учета на оптовом рынке (АСКУЭ) и пр.

8 Схема функционирования единой ГТП ГП ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА: Многообразие и доступность механизмов конкуренции обеспечивается НОРМАМИ ЗАКОНА. ГП – цена ГП дает естественный «потолок» для ЭСК, ГП – «поставщик последней надежды» ЭСО = игра на рыночных ценах, разработка свободных ценовых меню для конечных потребителей, конкуренция по набору дополнительных услуг и пр.. Гарантирующий поставщик Поставщики ОРЭ АТС ЭСО РРЭ Потребители ЭСО ОРЭ Потребители (бюджет, население и пр.) ЭСО ОРЭ Потребители

9 Целевая модель: роль ГП Сведение баланса по единой объединенной ГТП по границе ГП Формирование и передача данных от других субъектов ОРЭ (ЭСК), работающих в рамках единой ГТП ГП, но не имеющих АСКУЭ, коммерческому оператору ОРЭ Регистрация договоров ЭСК с потребителями (ЭСК - субъект ОРЭ по единой ГТП направляет ГП информацию о заключенных договорах с каждым потребителем в целях обеспечения возможности определения обязательств ЭСК на ОРЭ в рамках данной ГТП) Ведение базы данных потребителей (по договорам энергоснабжения, а также по данным для договоров на передачу в границах единой ГТП) На ведение данной деятельности ГП получает инфраструктурную надбавку Снабжение «спящих» потребителей до момента их определения с поставщиком электроэнергии Подхват потребителей (ГП не имеет права отказать в заключении договора энергоснабжения потребителю, потерявшему ЭСК) Формирование цен и дифференцированных сбытовых надбавок по установленным правилам Гарантирующий поставщик Функция 1 «Инфраструктурная» Функция 2 «Сбытовая – регулируемая» («Поставщик последней надежды»)

10 Целевая модель: обязательное участие в СРО В условиях перехода к целевой модели розничного рынка т.е. к конкурентным отношениям на розничных рынках необходимы: Гарантии профессионализма и качества предоставления сбытовых услуг потребителям (особенно в условиях «не развитой конкуренции»); Механизмы гарантии выполнения обязательств сбытовых компаний перед оптовым рынком и сетевыми организациями. Существующие требования к участникам рынка - сбытовым компаниям не всегда требуют от сбытовых компаний следовать данным принципам, но в условиях начала новой конкуренции за потребителя эти принципы станут жизненно важными Создание СРО ГП и ЭСО – более эффективная реализация механизмов: Предоставления финансовых гарантий сбытовыми компаниями (компенсационный фонд); Лицензирования энергосбытовой деятельности СРО – множество, но в каждой не менее 50 участников

11 Целевая модель: другие важные моменты Ужесточение требований к сбытовым компаниям на ОРЭ: –Гарантии обеспечения оплаты на ОРЭ (механизмы банковских гарантий, штрафы, предоплата и т.д.) – уменьшение количества участников ОРЭ Социальная норма для населения - до 2014 года, гражданам гарантируется электроснабжение по регулируемым ценам в рамках социальной нормы. Граждане могут менять поставщика, также как и другие категории при условии установки соответствующих приборов учета и отсутствии задолженности перед ГП. До социальной нормы можно ограничивать граждан-неплательщиков наравне со всеми остальными (технологическую возможность даст – smart metering) Smart metering –Цель: установка не просто приборов учета, приборов учета с передачей данных с возможностью: дистанционного ограничения формирования данных приборов учета в платежные документы уведомлением потребителей о необходимости оплаты в срок –Для того чтобы такое ограничение стало возможно требуется изменить законодательство в этой части правил ограничения и отключения, законодательно закрепить доступ к потребителю для установки соответствующего типа учета –Фактически такая система приборов коммерческого учета уже позволяет вводить предоплату

12 Целевая модель: Развилки (I) Развилка: механизмы развития конкуренции –Через конкурсы на статус ГП (конкурсы как механизм сдерживания роста по услугам ГП и механизм для чрезвычайных ситуаций) –Через снижение порога доступа по отдельной ГТП на ОРЭ (сейчас 750 кВА). Снижение порога – это разрешить выход в любой момент в течении года и упрощение (ускорение) процедуры выхода. –Через механизм единой ГТП –Через механизм среднеоптовой биржи (ГП перепродает в рознице всем желающим перепродавцам) Развилка по единой ГТП : Свод баланса по региону и регистрация договоров ЭСО РРЭ/Потребитель (сбор данных, сведение баланса, передача данных на опт, ведение реестра договоров, сведение обязательств, формирование почасового плана) –Остается у действующих ГП (соответствует существующему механизму, ГП располагают необходимыми ресурсами и опытом). –Отбирается у действующих ГП и Создается отдельный регистратор (модель Совета рынка) - дополнительный субъект рынка (есть вариант собственников: АТС+администрация региона). –Отбирается у действующих ГП и Формируется у Сети –Отбирается у действующих ГП и Формируется в Системном операторе

13 Целевая модель: Развилки (III) РАЗВИЛКА : Требования к системам учета для возможности смены поставщика на РРЭ: Обязательная система почасового с хранением профиля нагрузки –«+»: Увеличение прозрачности отношений на розничном рынке; –«+»: Дополнительный стимул к установке почасового учета, в соответствии с законопроектом об энергоэффективности. – «-»: - Стоимость установки для потребителя или ЭСК. Типовой профиль –«+»: - Не требует затрат со стороны потребителя. – «-»: - Арбитраж - стимул к неустановке приборов почасового учета для тех, кому не выгодно. –«-»: - Наращивание на розничном рынке небаланса. Смарт- счетчики (почасовой учет с передачей данных+ предоплата+автоматическое отключение) РАЗВИЛКА : СРОКИ ВВЕДЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ?

14 График перехода к целевой модели 1.Обязательные финансовые гарантии на ОРЭ 2.Переход к 100% либерализации и связанные с этим изменения 3.Дифференциация сбытовой надбавки 4.Сохранение предельных уровней ГП 5.Переход разрешен потребителям более 750 кВА (с полным возмещением убытков) 1.Обязательное участие в СРО 2.Выход потребителя – 1 раз в квартал 3.Внедрение социальной нормы 4.Бюджетные гарантии неотключаемым 5.Предоплата для всех кроме граждан 6.Переход разрешен потребителям более 100 кВА 7.Внедрение технологии среднеоптовой биржы Необходимо принятие поправок в ФЗ-35 1.Развитие smart-metering 2.Поставка гражданам сверх соц.нормы – по нерегулируемым ценам 3.Перевод перекрестки в адресные субсидии малоимущим 4.Внедрение технологии единой ГТП 5.Выход потребителя – 1 раз в квартал 6.Переход разрешен потребителям менее 100 кВА 7.Отказ от предельных уровней нерегулируемых цен для ГП (кроме отдельных случаев – население, «спящие») 2011 год2012 год2014 год

15 Спасибо за внимание НП ГП и ЭСК Тел: (495)