1 Целевая модель розничных рынков – пути движения и развилки Фатеева Елена Игоревна НП ГП и ЭСК Москва 2010
22 Механизмы государственного и правового регулирования розничного рынка 2 Нормативный правовой актПредмет регулирования ФЗ «Об электроэнергетике»Основные положения государственной политики в электроэнергетике: Требования о разделении видов деятельности Пределы либерализации Система ценового регулирования Граница оптового и розничного рынка Особый статус гарантирующего поставщика (ГП) Распределение полномочий органов власти Обязательные требований к субъектам и системе договорных отношений Постановления Правительства РФ Основные положения функционирования розничных рынков Порядок назначения и смены ГП Порядок заключения публичных договоров Взаимодействие субъектов Порядок определения предельных уровней нерегулируемых цен Порядок ограничений Правила оптового рынкаДоступ ГП и ЭСК на рынок, механизмы торговли Финансовые гарантии Порядок лишения статуса участника ОРЭ Расчетные параметры нерегулируемых цен Основы ценообразованияПорядок расчета и применения регулируемых тарифов Правила недискриминационного доступа Порядок доступа к услугам по передаче, услугам по оперативно- диспетчерскому управлению, услугам АТС Порядок технологического присоединения Стандарты раскрытия информации Информация, обязательная для раскрытия субъектами рынка перед потребителями, и порядок ее предоставления
33 График разработки нормативно-правовой базы розничных рынков Программа минимум (постановления Правительства РФ) Необходимо, чтобы перейти к 2011 году (100% либерализация): –Порядок расчета предельных уровней нерегулируемых цен –Розничная генерация –«Упаковка» перекрестки Не зависит от поправок уровня ФЗ Обеспечивает преемственность нормативной базы (существенные новации должны иметь отложенный срок вступления в силу) Должно быть готово к 1 января 2011 года Программа минимум (постановления Правительства РФ) Необходимо, чтобы перейти к 2011 году (100% либерализация): –Порядок расчета предельных уровней нерегулируемых цен –Розничная генерация –«Упаковка» перекрестки Не зависит от поправок уровня ФЗ Обеспечивает преемственность нормативной базы (существенные новации должны иметь отложенный срок вступления в силу) Должно быть готово к 1 января 2011 года Программа максимум (поправки в Кодексы и ФЗ + связанные с ними поправки в постановления Правительства РФ) Существенно влияет на систему отношений Новые требования к субъектам отрасли и потребителям Затрагивает смежное законодательство (например, жилищное) Согласованная внутриотраслевая позиция – в кратчайшие сроки. Далее – по мере принятия ФЗ. Желаемый срок – до года Программа максимум (поправки в Кодексы и ФЗ + связанные с ними поправки в постановления Правительства РФ) Существенно влияет на систему отношений Новые требования к субъектам отрасли и потребителям Затрагивает смежное законодательство (например, жилищное) Согласованная внутриотраслевая позиция – в кратчайшие сроки. Далее – по мере принятия ФЗ. Желаемый срок – до года
4 Модель розничных рынков переходного периода Основные свойства переходной модели: Для чего был задуман институт Гарантирующих поставщиков? –для надежного энергоснабжения «спящих» потребителей; –для свода баланса внутри периметра при невозможности установки коммерческого учета всем потребителям; –для гарантии платежей генерирующим и сетевым компаниями (покрытие кассовых разрывов); Гарантирующий поставщик – единственный кто заинтересован: – в 100% собираемости платежей; – в сбалансированности правил оптового и розничного рынков; –и НЕ заинтересован в росте цен (выше цены – сложнее собирать платежи, потеря потребителей); Гарантирующий поставщик (ГП) – энергосбытовая компания, обязанная заключить договор с любым обратившимся к ней потребителем - ПУБЛИЧНАЯ КОМПАНИЯ Институт гарантирующих поставщиков (начиная с 2006 года) в сложных условиях нормативных и кассовых «разрывов» сумел обеспечить надежность снабжения потребителей и платежи поставщикам
5 Проблемы переходной модели МНОГОЧИСЛЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ (РАО в целях продвижения реформы всех «загоняло» на оптовый рынок. Многочисленный состав делает работу оптового рынка не прозрачным и порождает неплатежи.) НЕТ КОНКУРЕНЦИИ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ МЕЖДУ ГЕНЕРАТОРАМИ: ОРЭ – РЫНОК ПОСТАВЩИКА (100% оплата мощности генерации, цена формируется по заявкам генераторов, по правилам рынка сбыт или потребитель с 100 млн. кВтч. все покупает по той же цене, что и с 30 млрд. кВтч.) НЕТ СИСТЕМЫ ГАРАНТИИ ПЛАТЕЖЕЙ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ (субъектам ОРЭ являются в том числе и финансово-нестабильные компании) И НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ НЕТ КОНКУРЕНЦИИ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ (не за что конкурировать; конкуренция только за сбытовую надбавку (2-4% от конечной цены) дискредитировала идею конкурсов на статус ГП; нет механизмов заключать для розничных потребителей долгосрочные договоры на оптовом рынке, договоры для конкретного потребителя и пр.) ГП – НЕ ПРОЗРАЧНОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ КАЧЕСТВА, МНОГОЧИСЛЕННОСТЬ (около 300 ГП в стране, 124 из которых – субъекты ОРЭ.). Отсутствие у гарантирующих поставщиков (ГП) и сбытовых компаний (ЭСК) с потребителями гражданами (находящимися под регулированием) мотивации к оптимизации затрат ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ИЛИ МИНИМАЛЬНАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ У ГП, НЕТ СТИМУЛОВ ИНВЕСТИРОВАТЬ В БИЗНЕС и УЛУЧШАТЬ КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ Переходная модель розничных рынков сыграла свою важную роль в переходный период реформирования, но не эффективна для дальнейшего развития рыночных отношений (согласно 36-ФЗ: конец функционирования переходной модели – 2011 г.)
6 Цели реформирования оптового и розничного рынков электроэнергии: –Право и возможность каждого потребителя выбирать поставщика (механизм: конкуренция); –финансовая дисциплина на оптовом и розничных рынках; – стимулирование генераторов, энергосбытовых компаний и конечных потребителей к заключению долгосрочных договоров на рознице и на оптовом рынке; – легализация перекрестного субсидирования и введение социальной нормы для населения; –Нормальная норма рентабельности всех бизнесов; –Высокое качество предоставляемых услуг; –Эволюционный путь продвижения к цели 6 Задачи целевого этапа развития рынков ДАТА ВВЕДЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ: 2012 г.? 2014 г.?
7 Целевая модель: единая ГТП Переход потребителя Для создания полноценной конкуренции за потребителя на РРЭ создается возможность покупки в рамках единой ГТП ГП нескольким ЭСК и потребителям: –территория охвата единой ГТП – зона деятельности ГП-субъекта ОРЭ –в границах этих ГТП ГП обслуживают потребителей: ГП, несколько ЭСК – субъектов ОРЭ, а также ЭСК- субъектов РРЭ, покупающих электроэнергию у ГП; –ЭСК – субъект оптового рынка может обслуживать потребителей в разных субъектах РФ, осуществляя покупку на ОРЭ с использованием различных механизмов (РСВ, КОМ, долгосрочные договоры) Условия для перехода потребителей от одного поставщика на РРЭ к другому: –наличие интервального учета (АСКУЭ не обязательно); –отсутствие задолженности перед текущим поставщиком ; –возможность перехода между поставщиками - 1 раз в квартал За потребителями также сохраняется право выхода на ОРЭ (непосредственно, либо через ЭСК) посредством регистрации отдельной ГТП с учетом выполнения такими потребителями всех условий оптового рынка в части финансовых гарантий, коммерческого учета на оптовом рынке (АСКУЭ) и пр.
8 Схема функционирования единой ГТП ГП ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА: Многообразие и доступность механизмов конкуренции обеспечивается НОРМАМИ ЗАКОНА. ГП – цена ГП дает естественный «потолок» для ЭСК, ГП – «поставщик последней надежды» ЭСО = игра на рыночных ценах, разработка свободных ценовых меню для конечных потребителей, конкуренция по набору дополнительных услуг и пр.. Гарантирующий поставщик Поставщики ОРЭ АТС ЭСО РРЭ Потребители ЭСО ОРЭ Потребители (бюджет, население и пр.) ЭСО ОРЭ Потребители
9 Целевая модель: роль ГП Сведение баланса по единой объединенной ГТП по границе ГП Формирование и передача данных от других субъектов ОРЭ (ЭСК), работающих в рамках единой ГТП ГП, но не имеющих АСКУЭ, коммерческому оператору ОРЭ Регистрация договоров ЭСК с потребителями (ЭСК - субъект ОРЭ по единой ГТП направляет ГП информацию о заключенных договорах с каждым потребителем в целях обеспечения возможности определения обязательств ЭСК на ОРЭ в рамках данной ГТП) Ведение базы данных потребителей (по договорам энергоснабжения, а также по данным для договоров на передачу в границах единой ГТП) На ведение данной деятельности ГП получает инфраструктурную надбавку Снабжение «спящих» потребителей до момента их определения с поставщиком электроэнергии Подхват потребителей (ГП не имеет права отказать в заключении договора энергоснабжения потребителю, потерявшему ЭСК) Формирование цен и дифференцированных сбытовых надбавок по установленным правилам Гарантирующий поставщик Функция 1 «Инфраструктурная» Функция 2 «Сбытовая – регулируемая» («Поставщик последней надежды»)
10 Целевая модель: обязательное участие в СРО В условиях перехода к целевой модели розничного рынка т.е. к конкурентным отношениям на розничных рынках необходимы: Гарантии профессионализма и качества предоставления сбытовых услуг потребителям (особенно в условиях «не развитой конкуренции»); Механизмы гарантии выполнения обязательств сбытовых компаний перед оптовым рынком и сетевыми организациями. Существующие требования к участникам рынка - сбытовым компаниям не всегда требуют от сбытовых компаний следовать данным принципам, но в условиях начала новой конкуренции за потребителя эти принципы станут жизненно важными Создание СРО ГП и ЭСО – более эффективная реализация механизмов: Предоставления финансовых гарантий сбытовыми компаниями (компенсационный фонд); Лицензирования энергосбытовой деятельности СРО – множество, но в каждой не менее 50 участников
11 Целевая модель: другие важные моменты Ужесточение требований к сбытовым компаниям на ОРЭ: –Гарантии обеспечения оплаты на ОРЭ (механизмы банковских гарантий, штрафы, предоплата и т.д.) – уменьшение количества участников ОРЭ Социальная норма для населения - до 2014 года, гражданам гарантируется электроснабжение по регулируемым ценам в рамках социальной нормы. Граждане могут менять поставщика, также как и другие категории при условии установки соответствующих приборов учета и отсутствии задолженности перед ГП. До социальной нормы можно ограничивать граждан-неплательщиков наравне со всеми остальными (технологическую возможность даст – smart metering) Smart metering –Цель: установка не просто приборов учета, приборов учета с передачей данных с возможностью: дистанционного ограничения формирования данных приборов учета в платежные документы уведомлением потребителей о необходимости оплаты в срок –Для того чтобы такое ограничение стало возможно требуется изменить законодательство в этой части правил ограничения и отключения, законодательно закрепить доступ к потребителю для установки соответствующего типа учета –Фактически такая система приборов коммерческого учета уже позволяет вводить предоплату
12 Целевая модель: Развилки (I) Развилка: механизмы развития конкуренции –Через конкурсы на статус ГП (конкурсы как механизм сдерживания роста по услугам ГП и механизм для чрезвычайных ситуаций) –Через снижение порога доступа по отдельной ГТП на ОРЭ (сейчас 750 кВА). Снижение порога – это разрешить выход в любой момент в течении года и упрощение (ускорение) процедуры выхода. –Через механизм единой ГТП –Через механизм среднеоптовой биржи (ГП перепродает в рознице всем желающим перепродавцам) Развилка по единой ГТП : Свод баланса по региону и регистрация договоров ЭСО РРЭ/Потребитель (сбор данных, сведение баланса, передача данных на опт, ведение реестра договоров, сведение обязательств, формирование почасового плана) –Остается у действующих ГП (соответствует существующему механизму, ГП располагают необходимыми ресурсами и опытом). –Отбирается у действующих ГП и Создается отдельный регистратор (модель Совета рынка) - дополнительный субъект рынка (есть вариант собственников: АТС+администрация региона). –Отбирается у действующих ГП и Формируется у Сети –Отбирается у действующих ГП и Формируется в Системном операторе
13 Целевая модель: Развилки (III) РАЗВИЛКА : Требования к системам учета для возможности смены поставщика на РРЭ: Обязательная система почасового с хранением профиля нагрузки –«+»: Увеличение прозрачности отношений на розничном рынке; –«+»: Дополнительный стимул к установке почасового учета, в соответствии с законопроектом об энергоэффективности. – «-»: - Стоимость установки для потребителя или ЭСК. Типовой профиль –«+»: - Не требует затрат со стороны потребителя. – «-»: - Арбитраж - стимул к неустановке приборов почасового учета для тех, кому не выгодно. –«-»: - Наращивание на розничном рынке небаланса. Смарт- счетчики (почасовой учет с передачей данных+ предоплата+автоматическое отключение) РАЗВИЛКА : СРОКИ ВВЕДЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ?
14 График перехода к целевой модели 1.Обязательные финансовые гарантии на ОРЭ 2.Переход к 100% либерализации и связанные с этим изменения 3.Дифференциация сбытовой надбавки 4.Сохранение предельных уровней ГП 5.Переход разрешен потребителям более 750 кВА (с полным возмещением убытков) 1.Обязательное участие в СРО 2.Выход потребителя – 1 раз в квартал 3.Внедрение социальной нормы 4.Бюджетные гарантии неотключаемым 5.Предоплата для всех кроме граждан 6.Переход разрешен потребителям более 100 кВА 7.Внедрение технологии среднеоптовой биржы Необходимо принятие поправок в ФЗ-35 1.Развитие smart-metering 2.Поставка гражданам сверх соц.нормы – по нерегулируемым ценам 3.Перевод перекрестки в адресные субсидии малоимущим 4.Внедрение технологии единой ГТП 5.Выход потребителя – 1 раз в квартал 6.Переход разрешен потребителям менее 100 кВА 7.Отказ от предельных уровней нерегулируемых цен для ГП (кроме отдельных случаев – население, «спящие») 2011 год2012 год2014 год
15 Спасибо за внимание НП ГП и ЭСК Тел: (495)