Согласно п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" запас Вооруженных Сил Российской Федерации формируется, в частности, за счет граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек по достижении ими возраста 27 лет;
не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам;
прошедших альтернативную гражданскую службу.
Зачисление в запас означает, что гражданин (не офицер запаса), вне зависимости от возраста, исключается из категории граждан, подлежащих призыву на военную службу.
А получить статус гражданина, пребывающего в запасе, и военный билет гражданин может гораздо раньше 27-летнего возраста.
По решению призывной комиссии с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе и еще не достигших 27-летнего возраста, установленным порядком снимаются те граждане, которые освобождены от призыва на военную службу и от исполнения воинской обязанности.
Анализ оснований, по которым гражданин освобождается от призыва на военную службу, показывает, что практически все они постоянно действующие и не изменяются со временем.
Однако есть одно основание, которое может измениться. Речь идет о признании гражданина не годным или ограниченно годным к военной службе.
В соответствии со ст. 38 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, признанные при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленные в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию раз в три года.
Граждане, признанные не годными к военной службе, в случае, если в результате их обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения ранее установленный им диагноз заболевания изменен или они признаны здоровыми, могут быть освидетельствованы повторно.
Таким образом, не исключены случаи, когда гражданин, не достигший 27- летнего возраста и пребывающий в запасе, получает новую категорию годности к военной службе, т.е. теряет то основание, по которому в свое время он был снят с воинского учета и зачислен в запас.
Какие перспективы, касающиеся военной службы, открываются перед таким гражданином? Может ли теперь призывная комиссия принять решение о его призыве на военную службу?
Ни в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе", ни в других нормативных правовых актах нет нормы, которая прямо бы устанавливала порядок "перевода" гражданина из запаса в категорию призывника.
В приложении N 1 к приказу министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400) разъяснено, что лица, не достигшие 27-летнего возраста, не прошедшие военную или альтернативную гражданскую службу, состоящие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации,..
... признанные при медицинском освидетельствовании годными к военной службе (в том числе с незначительными ограничениями), восстанавливаются на воинском учете граждан, не пребывающих в запасе,..
…и в учетно-алфавитную книгу записываются заново со ссылкой на номер и дату протокола медицинской комиссии, вынесшей решение о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья.
Однако если существует решение призывной комиссии о зачислении гражданина в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, то медицинская комиссия, на основании решения которой рекомендуется делать соответствующие записи в учетно-алфавитной книге, не имеет права отменять решение призывной комиссии.
По всей видимости, решение об изменении статуса гражданина состоящего в запасе на призывника должна принимать призывная комиссия. Принять решение об отчислении гражданина из запаса призывная комиссия не может.
Кроме того, по завершении призыва призывная комиссия имеет право отменять только нереализованные решения о призыве на военную службу, о чем делается мотивированная запись в книге протоколов заседаний призывной комиссии.
Согласно п. 3 ст. 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий.
Таким образом, хотя и нет нормы, определяющей порядок перевода гражданина из состоящего в запасе в призывники, существуют другие нормы, в результате последовательного осуществления которых такой перевод может быть осуществлен.