Концептуальная модель этико-экологического образования: поиск теоретических оснований и практических решений Т.В. Мишаткина, Минск, Беларусь
Основные факторы, определяющие формирование и содержание концептуальной модели ЭЭО в Беларуси Актуальность и необходимость решения экологических проблем в глобальном масштабе; региональные особенности экологических проблем в Беларуси, связанные с постчернобыльской ситуацией; особое внимание к разработке экологии человека в рамках модели ЭЭО;
Основные факторы, определяющие формирование и содержание концептуальной модели ЭЭО в Беларуси низкий уровень этико-экологического сознания населения (в том числе лиц, принимающих ответственные решения) осознание зависимости решения экологических проблем от ментальности и уровня экологической культуры общества
Принципиальные особенности экологической этики и ЭЭО: рационально-логическогоэмоционально- чувственногонеобходимость учета неразрывного единства рационально-логического и эмоционально- чувственного начал; сентиментальностинеобходимость обращения к сентиментальности как одному из факторов формирования чувства любви, сопереживания, жалости к природным объектам, нуждающимся в защите и заботе; непрерывностинеобходимость непрерывности в системе этико- экологического образования во «времени» и «пространстве»; нетривиальных форм и методовнеобходимость/желательность поиска и применения нетривиальных форм и методов ЭЭО (в частности, case-study)
Особенности формирования концепции ЭЭО в Беларуси: наличие опыта организации биоэтического образования в Республике: через институциональную систему НКБЭ и локальные комитеты по этике; путем разработки системы непрерывного многоуровневого биоэтического образования, подготовки программ и учебных пособий (при поддержке ЮНЕСКО);
Особенности формирования концепции ЭЭО в Беларуси: возможность использования этой системы в целях эколого-этического образования; ее плюсы и минусы; разработка концептуальной модели ЭЭО как одна из задач проекта ЮНЕСКО «Экологическая этика в системе биоэтического образования в Республике Беларусь».
Проблемы и трудности в разработке теории экоэтики: антропоцентристскихотсутствие единого мнения о роли в экоэтике антропоцентристских и неантропоцентристских подходов неантропоцентристских подходов ; основных принципов экоэтикимногозначность и вариативность экспликации и интерпретации основных принципов экоэтики; нормативного характера экоэтических норм, практических правил и регулятивовдискуссии по поводу нормативного характера экоэтики и содержания экоэтических норм, практических правил и регулятивов.
Возможный вариант структуры экологической этики теоретическомнормативном Экоэтика отстраивает свое проблемное поле, систему нравственных категорий и базовых принципов на двух уровнях: теоретическом и нормативном. теоретическом базовые принципы На теоретическом уровне: разрабатываются концептуальные основания экологической морали, осуществляется поиск и обоснование фундаментальных ценностей, выдвигаются базовые принципы экоэтической регуляции.
Возможный вариант структуры экологической этики нормативном На нормативном уровне: практический вопрос формулируются конкретные правила жизненных моральных суждений и ответы на практический вопрос «что я должен делать», гипотетически регламентирующие поведение людей в природе и способы разрешения социоприродных конфликтов. основных задач Оба уровня переплетаются, взаимно обусловливают друг друга и определяют пути и способы решения основных задач экоэтики.
Основные задачи экоэтики как науки и учебной дисциплины: теоретическое обоснование основных принципов и норм моральной регуляции отношения человека и природы; поиск практических регулятивов, технологий и институтов их реализации; разработка средств и методов формирования этико-экологического сознания людей, ориентирующего их на обеспечение гармоничного сосуществования с природой.
Разработка теоретических оснований концептуальной модели эколого-этического образования предполагает:
1. Обозначение водораздела между антропоцентризмом и не-антропоцентризмом – принципиальными альтернативными позициями, определяющими теоретическое содержание и практический стиль отношений человека и природы
2. Анализ «пост-человечности» (Г.Л. Тульчинский) – гуманизма более высокого уровня, раскрывающего губительность антропоэгоизма, несущественность исключительно «человеческого» и требующего от человека заботы о жизни и правах Живого на всех уровнях его бытия
3. Решение проблемы природных ценностей: следует ли признать независимость и внутреннюю самоценность природных объектов или же их ценность определяется в зависимости от человека, его потребностей и интересов?
4. Возможность и необходимость нравственно-понимающего отношения к природе, ценностно-мировоззренческой основой которого выступает признание «одухотворенности» Живого
5. Признание субъект-субъектных отношений между человеком и природой, возможность восприятия человеком природных явлений как «своего Иного», как Иного субъекта
Обращенность в будущее 6. Обращенность в будущее, включающая заботу о природных условиях существования будущих поколений, которая базируется на ряде специфических моральных принципов, норм и ценностей: – принципе хронологической объективности, – «долге перед потомками», – нормах-императивах «диалога с будущим» (О. Леопольд)
7. Принятие «нравственно- экологического императива» – «повеления» принципа, предъявляющего объективные требования – «повеления» людям, ответственным за использование достижений научно-технического прогресса в природной среде (Н.Н. Моисеев)
8. «Благоговение перед жизнью» (А. Швейцер) новой универсальной этики как дополнение к традиционному принципу гуманизма и основа формирования новой универсальной этики
9. Экспликацию взаимосвязи морально-экологической свободы и ответственности, определяющейся степенью познания социоприродных закономерностей и возможностями их разумного использования
Экологическая свобода Экологическая свобода предполагает возможность, способность и моральную готовность личности действовать в природной среде и по отношению к ней в соответствии с высокой мерой экологической культуры. Морально-экологическая ответственность Морально-экологическая ответственность – осознание человеком необходимости экологической деятельности, ориентированной на принцип коэволюции общества и природы и дальнейшую гармонизацию их взаимодействия.
10. Учет принципиальных постулатов морально-экологической ответственности: переход от модели «преобладания» человека над природой к модели «сосуществования»; принятие новой концепции охраны окружающей среды - не столько для человека, сколько от человека; управление «животным», которое находится внутри нас; примирение экономики и производства с экологией на основе моральных критериев. (О. Кинке)
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!