Цель : проверить знания учащихся по теме ; активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии, продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к родному языку и родной литературе ! Учитель Каковкина Е. П.
Расцветайте, расцветающие, У вядайте, увядающие, Д огорай, объятое огнём,- М ы с покойны, не желающие, Л учших д ней н е ожидающие, Ж изнь и с мерть р авно встречающие С о туманенным лицом. Ф. Сологуб 1. Прочитай текст, подготовься к выразительному чтению. Определи, где нужны логические ударения, короткие и более длинные паузы. 2. Какое впечатление произвело на тебя стихотворение ? 3. Далее учитель кратко рассказывает о трудной жизни Сологуба, о влиянии философии Артура Шопенгауэра на его творчество, что ярко прослеживается в данном стихотворении. 4. Какие строки ты бы выделил главными ? Почему ? 5. Художественное чтение стихотворения ( Два - три ученика по желанию ). 6. Чьё прочтение более удачно ? Почему ?
1. Какие художественные средства использовал автор для создания образов ? Аллитерация ( повторение однородных согласных звуков, придающих тексту особую выразительность ). Приведём примеры. Антитеза ( противопоставление образов, картин, слов, помогающее передать мысли и чувства, усиливающее эмоциональность стихотворения ). Приведите примеры. Этикет. Помогает живо представить себе картину, почувствовать отношение автора к нему. Примеры. 2. Ещё раз прочитать текст.( Дома : по желанию выучить ).
1. Выпиши все причастия, определи, действительное или страдательное. Укажи время. 2. Образуй краткую форму страдательного причастия. 3. Графически объясни правописание суффиксов. 4. Работа с учебником литературы. Приведи примеры причастий из следующих произведений : Песнь о вещем Олеге А. С. Пушкина или Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М. Ю. Лермонтова примеров. Графически объясни написание суффиксов и окончаний в этих причастиях. 5. Объясни правописание – не с причастием. 6. На правописании каких слов, на твой взгляд, следует обратить внимание ? Объясни графически правописание этих орфограмм. 7. Выполни морфемный разбор следующих слов : объятое, ( с ) отуманенным. 8. Произведи пунктуационный анализ текста. Сделай графические схемы предложения с обращением и с причастным оборотом.
Весьма не надлежит производить причастие от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов. Согласны ли вы с этим высказыванием ? Почему ? Какова сфера употребления причастий ? Всегда ли уместно их употребление ? Как часто в своей речи вы используете причастия ? Почему ? Напиши мини - рассуждение на данную тему.
1. Стихотворение выучить ( желающие ). 2. По выбору автор и задание И. А. Бунин Лапти, А. И. Куприн Белый пудель, К. Г. Паустовский Телеграмма. 3. Найти как можно больше причастий в произведениях этих авторов, графически объяснить их написание. 4. Найти и выписать 3-5 предложений с причастным оборотом. Составить схемы.