11 Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической промышленности ВНИПИэнергопром Энергосбережение и энергоэффективность: что.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
11 Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической промышленности ВНИПИэнергопром Энергосбережение и энергоэффективность: что.
Advertisements

11 Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической промышленности ВНИПИэнергопром Энергосбережение и энергоэффективность: что.
11 Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической промышленности ВНИПИэнергопром Энергосбережение и энергоэффективность: что.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Энергоэффективность в России: приоритеты гос.политики и региональный опыт Центр энергетической модернизации Евгений Гашо.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
УралСтройЭкспо. ЭнергоРесурсоСбережение «ЖКХ-Новые стандарты» ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕДОМОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Государственный Комитет РТ по тарифам.
Основополагающий документ по энергосбережению и энергетической эффективности создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
«Реализация требований законодательства о повышении энергетической эффективности при регулировании тарифов в 2011 году» Лукашов Андрей Иванович – первый.
Транксрипт:

11 Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической промышленности ВНИПИэнергопром Энергосбережение и энергоэффективность: что хочет государство и что нужно стране? Е.Гашо Управление программ энергосбережения ВНИПИэнергопрома

2 Комплекс нормативных правовых актов энергоэффективности Указ Президента РФ 889 «Об повышении экологической и энергетической эффективности Российской экономики» Поручения Президиума Госсовета в Архангельске г. Федеральный Закон 261-ФЗ от г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации N 1140 от 30 декабря 2009 г. г. Москва "Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии" Постановление Правительства РФ N 1221 от 31 декабря 2009 г. "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд« Постановление Правительства РФ 1222 от 31 декабря 2009 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержатся в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара" Постановление Правительства РФ 1225 от 31 декабря 2009 г. «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 67 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"

3 Ожидаемые и фактические вводы мощностей В целом по стране – осложнение с аварией на СШ ГЭС. Программа РАО – 40 ГВт – за 1,5 трлн., и 40 ГВт – за счет энергосбереже ния (в раз дешевле). А сколько надо!?

4 Режимно-технологические факторы работы энергетических объектов Резкое падение совокупной тепловой нагрузки в связи с промышленным кризисом и стагнацией; Падение загрузки основного турбинного оборудования ТЭЦ и показателей эффективности их работы; Износ основного и вспомогательного энергетического оборудования, тепловых сетей. Сокращение промышленной нагрузки, рост бытового потребления с формированием пиков нагрузки бытовыми потребителями и сферой услуг; Существенные расхождения договорных, фактических и требуемых значений тепловой и электрической нагрузки различными группами потребителей; Износ жилого фонда городов, зданий и строений бюджетной сферы, тепловых и электрических сетей городов; Разделение единых систем теплоэнергоснабжения на квазисамостоятельные хозяйствующие субьекты. Системы теплоэнергоснабжения в первую очередь (и весь энергоемкий промышленный комплекс страны) попали в институциональную ловушку неэффективности..

5 Природно-климатические условия Пространственная дезагрегация (РФ = 35 «Франций») – роль и энергопотребление транспорта Сохранение «утяжеленной» структуры экономики (высокая доля промышленности – 44,5%, в промышленности – до 30% - энергоемкие отрасли) Низкая доля собственно сферы услуг в ВВП Наличие устаревшего энерготехнологического оборудования Причины повышенной «электроемкости» экономики России и «прогнозы»…

6 Удельное потребление электроэнергии населением, кВт*ч/чел в год Норвегия – 7000 кВт*ч Канада – 4500 кВт*ч Россия – 825 кВт*ч

7 Сравнение показателей электропотребления жилищ в РФ и США РоссияСША млрд кВт*ч % кВт*ч/ чел млрд кВт*ч % кВт*ч/ чел Освещение ,58,8353 Бытовые приборы57, ,951,22049 Эл. плиты14, ,6186 Поддержание комфорта, из них: 18,515, ,435,31412 Отопление108,772115,510,1405 Горяч.вода6,55,646104,19,1365 Кондиционирование1,81,513182, всего117, ,

8 Рост бытового электропотребления в Москве

9 Особенности бытового электропотребления Россия – 117 млрд кВт*ч или 825 кВт*ч/год*чел США – 1139,8 млрд кВт*ч или 3999 кВт*ч/год*чел 30 % жилищ США имеют электроотопление, 40 % получают горячую воду с помощью электричества 2/3 жилья имеют электроплиты (в России – 17 %) при жилищной обеспеченности в 4 раза выше Насосы для индивидуальных бассейнов и больших аквариумов в США потребляют больше электроэнергии, чем все электроплиты в россии Мощность источников света (даже при наличии ламп накаливания) существенно уступала США, в большинстве домов не выдерживается даже минимальный санитарно - гигиенический уровень. Для его достижения при современной светоотдаче ламп понадобится дополнительно млрд кВт*ч, что эквивалентно росту электроэнергии на освещение на %

10 Сравнительные показатели расхода тепла на отопление Удельный расход топлива кг.у.т./чел*ГСОП Стокгольм – 0,123 Москва – 0,19-0,22 Воркута – 0,4 Вена – 0,5 Берлин – 0,84 Лондон – 0,9 Париж – 1,04 Рим – 3,6

11 Окупаемость нового строительства и реконструкции энергоисточников При цене $/кВт ПГУ ТЭЦ мощностью МВт и Гкал/ч начинает «окупаться» только через 7-9 лет лишь при условии полной загрузки по электричеству ( час в год) и полной загрузки по теплу ( час в год). ТЭЦ меньшей мощности могут попасть еще в более сложную ситуацию, если потребуются дополнительные затраты на «выпуск» тепловой или электрической мощности при сооружении в густозаселенных районах городов (ПГУ ТЭЦ Строгино обходится бюджету в 3500 $/кВт). Перекладка трубопроводов с ППУ изоляцией в городе окупается в среднем за лет в зависимости от состояния изношенности участков тепловых сетей. Реконструкция трансформаторных подстанций с установкой современного оборудования и автоматики окупается в среднем за лет

12 Зависимость «окупаемости» утепления зданий от цены тепла и банковской ставки Для существующих условий Р = 15-17% Цт=1100 руб/Гкал или 0,03 $/кВт*ч «окупаемое» Rст для Москвы –1,14 для Воркуты - 1,66 м2*град/Вт (~3,5 – по МГСН)

13 Технологические и финансовые резервы систем теплоснабжения при выходе на окупаемость «услуг»

14 Структура потенциала энергосбережения в г. Москве

15 Удельное потребление тепла зданиями в г.Москве после капитального ремонта

16 Города q, Гкал/ м 2 *год q, кДж/м 2 * ГСОП Уфа0,15 – 0, – 128 Москва0,13 – 0, – 145 Архангельск0,22 – 0,23155 – 160 Мурманск0,24 – 0,26165 – 168 Воронеж0,17 – 0,18175 – 180 Воркута0,33 – 0,34155 – 159 Региональные различия в потреблении тепловой энергии

17 Ситуация везде существенно разная Москва – дефицит мощности, новое строительство, большое бытовое энергопотребление, «перетопы» зданий, пропаганда, маркировка товаров Уфа – работает промышленность, перетопы зданий минимальны Воронеж – сети в катастрофическом состоянии, упущена возможность восстановить АСТ, нехватка воды Нижний Новгород – строительство ПГУ ТЭЦ на площадке АСТ Ростов – нет проблем с отоплением, изношены электрические сети Калининград – нарастает дефицит электроэнергии Липецк – ВЭР НЛМК способны полностью покрыть тепловую и электрическую нагрузку города (ТУЭС стана 2500 – 87 мВт эл) Воркута – резкое падение численности населения, избыточность энергосистемы, перерасход топлива, «астрономические» тарифы на коммунальные услуги ( руб/месяц)

18 В связи с большой протяженностью в области насчитывается значительное число небольших удаленных поселений. 56 дизельных электростанций обеспечивают электроэнергией 163 удалённых населённых пункта и жителя. Только на закупку дизельного топлива для них (14 тыс. тонн в год) тратится 563 млн. рублей, а компенсация из областного бюджета на разницу в тарифах составляет около 700 млн. рублей (себестоимость руб./кВт*ч, при отпускном тарифе 2-4 руб./кВт*ч).

19 Мурманская область Сильнейшая (~90%) мазутозависимость региона – и это при том, что мощности Кольской АЭС загружены на 50%, каскада 17 ГЭС – менее 50% Строительство завода по сжижению Штокманского газа потребует около 2 ГВт электрических мощностей Значительный потенциал ветроэнергетики

20 Воркута – энергоэффективный город

21 Климатические особенности региона Воркута расположена в 150 километрах севернее Полярного круга и в 140 километрах от побережья Северного Ледовитого океана, климат субарктический. Среднегодовая температура - 6,6 °C. Средняя температура июля составляет +11,7°C (максимальная - +33°C), января - 20,6°C (минимальная Безморозный период составляет всего около 70 суток, продолжительно сть зимы составляет около 8 месяцев, отопительный период 305 суток

22 Воркута: демографические параметры В Советский период город стабильно развивался со среднегодовым показателем прироста в 3,3%. С 1992 года наблюдается обратная тенденция: убыль населения. Всего за период с 1992 по 2009 годы население г. Воркуты снизилось на 44,6 тыс. чел. (38,4 % по сравнению с уровнем 1992 года). Ежегодная убыль составила 3,7 %. Если ориентироваться на динамику 17 последних лет, то население города к 2020 году составит около 45 тыс. человек.

23

24 Параметры эффективности Воркуты Промышленность («Воркутауголь») потребляет свыше 41 % ТЭР (64% эл.энергии и 21% тепла, население – около 30 %, бюджетная сфера – 8 %. Общее потребление – около 11 тут/чел Потери в сетях – 9-13 %, перетопы минимальны Население получает «свои» 2 тут с издержками около 2,3 тут 14% мазута в общей доле топлива имеют «вес» в 37% в себестоимости тепла

25 Технический комплекс Системы учета и мониторинга Нормативы, лимиты ТЭР Тарифное регулирование, Нормативно- правовая база Реклама и подготовка кадров Первоначальный аудит элементов системы. Выбор объектов для пилотных проектов. Установка приборов учета ресурсов Сбор тарифов, нормативов, лимитов по всем группам потребителей Анализ законодательств а в области обращения ТЭР. Анализ кадровой обеспеченности Создание демонстрационных объектов и зон эффективного энергопотребления Массовая установка приборов учета. Оценки эффективности по удельным показателям потребления ТЭР Предварительный анализ тарифов, анализ групп потребителей и графиков нагрузки Определение "нестыковок" законодательны х актов разного уровня. Пропаганда энергосбережени я, начало подготовки кадров. Составление энергетических балансов элементов системы. Паспортизация потребителей. Определение максимальных потерь. Установка приборов учета на большинстве объектов по территориям. Анализ удельных показателей потребления ресурсов. Анализ сбалансированности тарифов, выявление технологических зон для сокращения энергопотребления Выработка поправок в законодательны е акты и регламенты Отработка информацион-х материалов энергосбережени я Углубленный аудит. Анализ энергетических балансов элементов и систем в целом. Интеграция узлов учета ресурсов в автоматизированные системы учета САУР Пересмотр и коррекция нормативов потребления ТЭР Отработка использования многоставочных тарифов для управления спросом Согласование поправок в законодательств е разных уровней Обмен опытом и реализация примеров и пилотных проектов Освоение новой техники снижения и утилизации потерь энергоресурсов Создание биллинговых систем на основе САУР Установление гибких нормативов по группам потребителей Оплата ресурсов потребителями по факту. Процедуры гармонизации законодательств а Управление спросом и пропаганда энергосбережени я Не частные решения, а увязанный и поэтапный комплекс мер

26 Направления повышения энергоэффективности в г.Москве

27 26 Общий объем финансирования программных мероприятий за период гг. составляет -180,91 млрд. руб. из них бюджет города Москвы - 30,57 млрд. руб. собственные средства предприятий, внебюджетные источники в рамках ведомственных и отраслевых программ - 150,34 млрд. руб. На 1 руб. бюджета привлекается 5 рублей инвестиционных средств Удельные затраты бюджетных средств на 1 жителя Москвы составляют 450 руб/год Программа энергосбережения Москвы: затраты и результаты Суммарная экономия электрической энергии 15,8 млрд. кВт ч Суммарная экономия тепловой энергии 36,5 млн. Гкал Суммарное сокращение электрической мощности 3,9 ГВт Суммарная экономия природного газа 9,25 млрд. м 3 Суммарная экономия воды 254,9 млн. м 3 Объем предотвращенных вредных выбросов 20,6 тыс.т Ежегодный ввод жилья только за счет экономии ТЭР в конечном потреблении может достигать 5 млн. м 3 Рентабельность программы становится положительной практически по всем разделам в 2011 году, а в 2013 году средства, сэкономленнные за счет энергосбережения, суммарно составят около 100 млрд. рублей

28 Решения для систем разного размера ТЭЦ + Пром.ТЭЦ, ЭБК, ЧРП, ДГА, ТНУ, АСТ, АТЭЦ, САУР энергосервис, экомониторинг, резервные источники (НВИЭ) Дополнительные инфраструктурные решения (энерготехнологическое комбинирование) тыс. чел 800 Блоки ТЭЦ, (ГТУ), пиковые источники в микрорайонах, контроль качества воды, утилизация тепла промзон, КРП на магистралях, ИТП + ЦТП, ЧРП насосов, ДГА, ТНУ, ЭБК, САУР мониторинг 600 Увеличение мощности ТЭЦ, узлы учета, распределение пиковых источников по городу, закольцовка контуров сети, применение ЦТП (ИТП), ЧРП насосов, контроль качества воды 400 Установка узлов учета на котельных и зданиях, контроль качества воды, регулирование в котельных и зданиях ГСО П

29 Поиск системных (кумулятивных) решений энергосбережения Мероприятия Экономия ТЭР, % Малые и средние города Крупные города Регулирование масштабов развития города и его народнохозяйственной структуры – 15 Повышение компактности города, зонирование – 35 Планировка производственных и селитебных зон в сочетании с прогрессивными энерготехнологическими моделями Совершенствование структуры застройки по критерию энергоэффективности – 10 Схемное совершенство инженерных и транспортных инфраструктур – 20 Потребительские стандарты, контроль расхода потребления ТЭР 5 –

30 Механизмы стимулирования и запреты (льготы, бизнес, контроль) Как сбалансировать систему стимулов и запретов, льгот и контроля ?

31 О требованиях к «Требованиям к эффективности» Традиционные и возобновляемые энергоисточники 8 Электрические сети5 Тепловые сети12 Водоснабжение и стоки5 Бюджетная сфера6 Жилищная сфера5 Региональные и муниципальные программы4 Промышленность5 Сфера услуг, торговля6 Рынок мощности3

32 Методы ценового регулирования (воздействия) Блок нетарифных методов государственного регулирования Регистрация цен (тарифов) Введение типовых форм договоров, содержащих стандартные условия обслуживания потребителей Введение обязательного предварительного декларирования цен (тарифов) Утверждение правил заключения и исполнения публичных договоров в регулируемых сферах Заключение соглашений об уровнях либо пределах изменения цен (тарифов) между органами, регулирующими цены (тарифы), и субъектами ценового регулирования Привязка цены товаров и услуг общеэкономического значения к их качеству и введение обязательных стандартов качества таких услуг на отраслевом уровне регулирования Установление единых правил по расчету и применению цен (тарифов) Установление публичных обязательств по обслуживанию социально приоритетных потребителей и финансовых гарантий для субъектов, исполняющих публичные обязанности Проведение открытых слушаний по регулированию цен и тарифов по обращениям производителей и потребителей регулируемых товаров и услуг с последующим утверждением согласованной цены уполномоченным государственным органом Введение стандартов раскрытия информации субъектами регулирования в целях обеспечения информационной прозрачности рынков для потребителей Установление цены на уровне лучшего стандарта в отрасли Регулирование недискриминационного доступа к услугам общеэкономического значения Методы нетарифного регулирования

33 Энергосбережение или энергоэффективность? 1.Необходимый рост энергооснащенности жилищ – в 2,5-3 раза; 2.Рост жилищного строительства и обеспеченности жильем до 30 м2/чел; 3.Увеличение энергооснащенности технологических процессов (в том числе в сфере услуг и ЖКХ); 4.Повышение качества коммунальных услуг (соблюдение параметров подаваемой электроэнергии и теплоносителя); 5.Активное развитие экологически чистых видов транспорта (метро, метротрамвай, монорельс, скоростные поезда); 6.Переход на электронагрев (электроплазменный) в ряде металлургических технологий для улучшения качества продукции; 7.Освоение прорывных технологий нового поколения (переработки мусора, сжижения угля, очистки воды и др.); 8.Рост энергозатрат на природоохранное оборудование и технологии. СКОЛЬКО ЭНЕРГИИ ЭТО ПОТРЕБУЕТ ?!?

34 Городская целевая программа «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 гг. и на перспективу до 2020 г.» (Постановление правительства Москвы 1012 от г.) Климатические стратегии для крупных городов Энергосбережение как ключевой фактор модернизации ЖКХ.// Коммунальный комплекс г. 11. Стратегия развития энергосбережения в Архангельской области до 2020 г. Карта Российского теплоснабжения.// Коммунальный комплекс г. 5. Стратегия развития энергосбережения Мурманской области до 2020 г. Городская целевая программа «Энергосбережение в г. Уфе на гг. и на перспективу до 2020 г.» «Давайте попробуем не замерзнуть» // Эксперт nut/ nut/ Гашо Е.Г. Особенности эволюции городов, промузлов, территориальных систем жизнеобеспечения. – М., 2006 г. Байдаков С.Л. Гашо Е.Г. ЖКХ России г. Справочный документ по наилучшим доступным технологиям обеспечения энергоэффективности

35 Управление программ энергосбережения ВНИПИэнергопром (495) (495) (495)