Творческий проект на тему: «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»» Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро... Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро. А. П. Чехов
Добро и зло... На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с ними. Эти понятия неразделимы. Где есть добро, там есть и зло. И не всегда носителями добра и зла могут быть разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.
Особенность композиции: роман в романе.
Как говорил К.Икрамов: «Ответственность за зло, совершаемое в мире, несут не сильные и даже не всемогущие, но слабые и даже ничтожные». Зло в том, что люди человечески слабы, ничтожны, трусливы, что они «не совсем люди, не совсем души». Такие люди не могут быть счастливыми, из такого гнилого «человеческого материала» хорошей жизни не построишь.
Понтий Пилат и Иешуа – как носители разных нравственных категорий (Ершалаимские главы). Истина Понтия Пилата во власти, а истина Иешуа в добре. Таким образом, мы можем сделать вывод, что власть основана на жестокости, а Иешуа говорит, что настанет время, когда власть станет не нужна.
Сюжетно – композиционное единство Ершалаимских и Московских глав.
Значение образа Воланда в романе. …так кто ж ты, наконец? -Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гёте. «Фауст»
Воланд - это художественно переосмысленный образ Сатаны. Цель Сатаны и его помощников, появившихся в Москве, -обнажить сущность негативных явлений в человеческом обществе, выставить их на всеобщее обозрение. Фокусы Воланда в Варьете и прочие его проделки лишний раз показывают читателю всю порочность человеческой природы. В конце представления Воланд приходит к выводу: «Ну что же... они люди как люди. Любят деньги... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...». Воланд точно определяет «кто есть кто»: Степа Лиходеев, известный человек в культурном мире Москвы, - бездельник, развратник и пьяница; Никанор Иванович Босой - взяточник; Фокин, буфетчик Варьете,- вор; барон Майгель, служащий одной из контор, - доносчик, а «тщательно маскирующийся под пролетария» поэт А. Рюхин - закоренелый лицемер.
ВОЛАНД Князь тьмы Дьявол Сатана Черт Соблазняет, искушает Становится Палачом порока
Значение образа Мастера в освещении проблемы добра и зла.
Тема милосердия и образ Маргариты в романе. Маргарита, как осуществление милосердия и правосудия.
Итак, роман Булгакова – это повод для того, чтобы поговорить о вечной проблеме добра и зла, о том, что есть зло и что есть добро, о том, можно ли победить зло, не применяя насилия, и можно ли победить зло одним только насилием, или в конечном счете нужно «побеждать зло добром».
« Верю я – придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. » Б.Л. Пастернак
МОУ Черновская СОШ Творческий проект выполнила ученица 11 класса Будько Ирина Руководитель: Долгих Т.В год