Михаил РОЖКОВ Зам.директора НИИ УЗ МЭСИ Внедрение управления знаниями (УЗ) Оценка знаниевой среды
Что такое управление знаниями? Управление знаниями - это совокупность стратегий и процессов по выявлению, приобретению, распространению, использованию, контролю и обмену знаниями, необходимыми для обеспечения конкурентоспособности бизнеса 2 2
Содержание 1.Этапы внедрения УЗ 2.Роль оценки знаниевой среды 3.Что оценивать? 4.Как оценивать? 3 3
Этапы внедрения УЗ 1.Постановка целей и задач УЗ в организации 2.Оценка знаниевой среды (аудит знаний) 3.Разработка стратегии 4.Разработка и запуск инициатив УЗ 5.Расширение и поддержка инициатив 6.Совершенствование УЗ 4 4
Содержание 1.Этапы внедрения УЗ 2.Роль оценки знаниевой среды 3.Что оценивать? 4.Как оценивать? 5 5
Аудит знаний – это первый шаг к внедрению управления знаниями. Он позволит получить общее представление об имеющихся в компании знаниях и знаниевой среде Оценка знаниевой среды (аудит знаний) 6 6
Изучение основных аспектов деятельности организации; Определение нынешних источников знаний; Выявление и изучение факторов, влияющих на управление знаниями; Подготовку плана работ по проекту внедрения УЗ (бюджета); Подготовка и представление отчета руководству. Аудит предполагает: 7 7
1.Кто будет принимать участие в аудите? 2.В какие сроки он будет проведен, из каких этапов состоять? 3.Какая информация и в каком виде должна быть собрана? 4.Как заинтересованные лица будут информированы о целях и условиях проведения аудита? 5.Во что обойдется проведение аудита? Подготовка и планирование проведения аудита 8 8
1. Придерживаться сложившегося механизма проведения опросов. Принципы проведения аудита 9 9
2. Поддержка руководства. Принципы проведения аудита 10
3. Выбрать целевую группу, вовлечь в процесс аудита всех работников организации. Принципы проведения аудита 11
4. Заинтересовать участников аудита Принципы проведения аудита 12
5. Заранее проработать возможности обработки результатов аудита Принципы проведения аудита 13
6. Провести семинар с ключевыми сотрудниками соответствующих подразделений Принципы проведения аудита 14
7. Корректировать вопросы анкеты или опросника по итогам проведения аудита на каждом этапе Принципы проведения аудита 15
Содержание 1.Этапы внедрения УЗ 2.Роль оценки знаниевой среды 3.Что оценивать? 4.Как оценивать? 16
1.Знаниевые процессы; 2.ИТ-инфраструктура УЗ; 3.Корпоративная культура; 4.Мотивация; 5.Социальные связи (сети). Области проведения аудита 17
Приобретение Создание Распространение и обмен Хранение Использования и удержание знаний 1. Знаниевые процессы 18
ИТ-инфраструктура включает аппаратное и программное обеспечение, которые способствует управлению знаниями 2. ИТ-инфраструктура 19
Корпоративная культура – специфическая система корпоративных ценностей, норм отношений сотрудников к труду, организации, внешней среде, друг к другу и к самим себе, которая придает каждому элементу функционирования организации особый личностный и общественный смысл. 3. Корпоративная культура 20
Система вознаграждения Открытость Согласованность между отделами Доверие Поддержка руководства Признаки культуры, обеспечивающей обмен знаниями 21
Приобретение Создание Распространение и обмен Хранение Использования и удержание знаний 4. Мотивация 22
Социальная сеть - социальная структура, объединяющая отдельных людей или даже целые организации 5. Социальные связи (сети) 23
Содержание 1.Этапы внедрения УЗ 2.Роль оценки знаниевой среды 3.Что оценивать? 4.Как оценивать? 24
Уровни проведения аудита 25
Аудит на уровне организации Аудит на уровне компании дает нам более широкое представление о наших знаниях в компании и ее подразделений. Чтобы собрать какие-то данные с помощью интервью с топ-менеджерами, следует заранее четко объяснить им цели и содержание интервью. 26
Аудит на уровне подразделения Какие знания могут в настоящее время легко получить все служащие? Где можно найти эти знания, и в каком виде они существуют? Насколько полезны и актуальны эти знания? Какие недостатки имеются с точки зрения получения доступа к релевантным знаниями? Не делают ли сотрудники двойную работу и не тратят ли понапрасну время? 27
Аудит на уровне сотрудников Насколько знания важны для выполнения их должностных обязанностей? Из каких источников сотрудники черпают знания? Имеется ли возможность своевременно пройти обучение и повысить свою квалификацию? Существует ли описание тех принятых в организации процедур, которые используются в настоящее время? 28
Приобретение знаний: Я стараюсь искать во внешних источниках новые знания, которые могут улучшить мою работу и работу моего подразделения. Я стараюсь черпать знания от профессиональных ассоциаций, других организаций, клиентов и т.д. Создание знаний: Обычно я стараюсь создавать что-то новое в своей работе, внедрять новые методы и способы для более успешного выполнения своей работы и работы подразделения. Я стараюсь привлекать к созданию новых знаний коллег из других отделов, подразделений 1. Знаниевые процессы 29
ИТ-инфраструктура в нашей организации предоставляет возможность для обмена информацией и знаниями; Существующая ИТ-инфраструктура удобна для ежедневного использования. Какой технологией (инструментом) получения и обмена информацией (знаниями) Вы пользуетесь? Какие профессиональные программные пакеты и технологии Вы используете в своей работе? 2. ИТ-инфраструктура 30
У нас ценятся доверительные отношения между сотрудниками У нас ценятся сотрудники, которые проявляют инициативу в самообучении В работе меня очень привлекает возможность учиться новому у коллег, на различных тренингах и семинарах В работе меня больше привлекает постоянное достижение новых целей Корпоративная культура
У нас поощряется стремление сотрудников к обучению и профессиональному развитию. У нас поощряется участие в конференциях, семинарах, вебинарах и других мероприятиях в своей профессиональной области. У нас поощряется создание и применение новых знаний для совершенствования выполнения работы. У нас поощряется написание статей в корпоративном журнале, на портале и т.п Мотивация
5. Социальные связи (сети) Для построения карты знаний: К кому из Ваших коллег (в подразделении, из других подразделений) Вы обращаетесь за советом, информацией или знаниями? Какими знаниями, необходимыми для работы Вашего подразделения, Вы обладаете? Какие Ваши знания могут быть полезны для работы других подразделений? 33
Для выявления неформальных каналов передачи знаний: Если бы Вы пошли обедать, кого из коллег Вы бы в первую очередь позвали с собой? Кто из коллег был у Вас в гостях? Кому из коллег Вы бы могли дать в долг значительную сумму денег? С кем из коллег Вы чаще ходите в кино/театр? Социальные связи (сети)
Спасибо за внимание! Приглашаем к расширенной дискуссии на конференцию «Управление знаниями: практика» в рамках форума Smart E-Learning Россия 8-9 июня 2011, г.Москва 35
ВОПРОСЫ? ПРЕДЛОЖЕНИЯ? ПОЖЕЛАНИЯ? Михаил РОЖКОВ НИИ УЗ МЭСИ Тел. (495) Моб. +7 (926) mail: 36