Организационная информация по проведению вебинаров в сообществе e-learning.by Регистрация на вебинары производится САМОСТОЯТЕЛЬНО на сайте v-class.ru Во время вебинара будет вестись запись! Запись вебинара будет опубликована на сайте e-learning.by в рубрике Ресурсы По итогам вебинара на сайте e-learning.by будет организован форум, на котором можно продолжить обсуждение С предложениями по проведению вебинаров обращайтесь: ICQ:
Владимир НАУМОВ Педагогический дизайнер, тренер-консультант, WebSoft Эмоции и электронный курс 2
Вопросы на сегодня 1.Зачем обучаемому эмоция? 2.Эмоция и цель курса. 3."Положительные" и "отрицательные" эмоции в обучении 4.Управление эмоциями 5.Кто на деле управляет эмоциями 3 3
КТО ХОЗЯИН ЭМОЦИИ? Вашими эмоциями 1.управляете Вы сами 2.управляет другое лицо 4 4
Электронный курс может не вызывать эмоций? 1.Да 2.Нет 5 5 ЭМОЦИЯ И Е-КУРС
Может ли человек действовать: мыслить, совершать поступки, осуществлять выбор – без и вне эмоций 1.Да 2.Нет 6 6 ЭМОЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Обреченность на эмоцию Эмоции вплетены во все без исключения внутренние процессы и состояния человека 7 7
Обреченность на эмоцию Эмоции – штука врожденная 8 8 Эмоции свойственны не только человеку
А зачем человеку эмоции в е-курсе? 9 9 ЦЕЛЬ ЭМОЦИИ
10 Эмоция это внутреннее состояние человека, которое переживается как чувство и мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия Должным образом мотивирует и направляет не обязательно т.н. положительная эмоция Определимся
Фундаментальные эмоции 1.Удовольствие 2.Агрессия 3.Страх (бегство) 11
Нравится – не нравится 12 Высокая + Низкая Вероятность удовлетворения потребности:
13 ПотребностьЦель Вероятность удовлетворения Вероятность достижения Потребность обучаемого и цель курса
Как управлять эмоциями? 14 Эмоция это внутреннее состояние человека, которое переживается как чувство и мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия
Вероятность 15 Эмоция требует вероятности, неопределенности, непредсказуемости, выбора, игры, соревновательности Там, где все предопределено, речь идет об инстинктах и рефлексах, о стереотипах, а не об управлении эмоциями
Эмоции в обучении 16 В обучении взрослых эмоции связаны с прежде всего с конкретными ментальными образами (объектами медиа) изображением, звуком, понятием, интеракцией, а не с реальными потребностями Регулярное возникновение эмоции в ответ на конкретные медиа-объекты способствуют достижению учебной цели
Основной закон эмоции 17 Высокая вероятность того, что цель будет достигнута, вызывает «положительные» эмоции Низкая вероятность достижения цели ведет к «негативным» эмоциям
Эмоции и потребности в обучении Именно получение желательных эмоций и устранение нежелательных переживаний (а не удовлетворение какой-либо реальной жизненной потребности) стимулирует учебную активность при выполнении конкретного задания, ознакомлении с конкретным слайдом и изучении курса в целом 18
Целевая аудитория 19 Знание целевой аудитории, а именно: 1. какой учебный материал ей известен 2. способна ли аудитория усвоит новый материал позволяет создать такой курс, вероятность достижения цели которого, а, следовательно, управления эмоциями обучаемых, находится в оптимальном диапазоне
Следствие 1 из основного закона 20 Обучение должно быть посильным для любого из участников, лишь в этом случае оно будет вызывать у него позитивные эмоции
Следствие 2 из основного закона 21 Обратная связь на поведение обучаемого, в том числе и неуспешное, должна предъявляться таким образом, чтобы он понимал, что сделал шаг на пути к достижению цели
Контроль и эмоции Система учебного контроля должна предоставлять учащимся достаточно высокую вероятность выполнения учебных задач и достижения цели курса 22 Широкий диапазон проходного балла Дифференциация оценок Возможность коррекции результата Широкий диапазон проходного балла Дифференциация оценок Возможность коррекции результата
Плюс и минус Человек стремится минимизировать негативные переживания и усилить позитивные Должен ли контент «поступать» также? 1.Да, потому что… 2.Нет, потому что… 23
ЭМОЦИИ и эмоции Эмоциональное содержание слайда и эмоции, переживаемые обучаемыми разные вещи Чтобы вызвать желательную эмоцию, контент вовсе не обязан воспроизводить только ее 24
Отреагирование негатива Переживание негативных эмоций по поводу изложения учебного материала безопасно и целесообразно! Оно призвано научить управлять эмоциями и минимизировать негативные переживания в реальной жизни 25
Алгоритм отреагирования 1.Предъявить ситуацию (проблему) 2.Вызвать негативные эмоции 3.Сымитировать негативное поведение 4.Отреагировать на ту же ситуацию в конструктивном ключе 26 Отреагирование = управляемое устранение нежелательных переживаний
Базовые эмоции Радость Интерес Удивление Гнев Отвращение Печаль Презрение Страх Стыд-вина-смущение 27
Смех в курсе Смех может выступать как выражением радости, так и негативных эмоций (сарказм, издёвка и т.п.) 28 Целесообразно ли в учебных курсах использование «злого» смеха?
Учебный смех Релаксирующий смех позволяет снять напряжение, переключить внимание и даже предотвратить конфликт Актуализирующий смех повышает познавательную активность, привлекает внимание к тому или иному предмету изучения Оценочный служит для обеспечения обратной связи по результатам обучения, содержит оценку учебных действий Мотивирующий побуждает к деятельности Превентивный, напротив, выставляет в неприглядном виде нежелательное поведение 29
Резюме Эмоция мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия Управление эмоциями требует вероятностности; неопределенности, непредсказуемости, выбора, игры, соревновательности Высокая вероятность того, что цель будет достигнута вызывает положительные эмоции. Низкая вероятность достижения цели ведет к негативным эмоциям (тревожность, разочарование, страх и пр.) Обучение должно быть посильным, учебный материал – достаточно прост и достаточно сложен Неуспехи целесообразно подавать как результат на пути достижения цели Переживание негативных эмоций по поводу изложения учебного материала безопасно и целесообразно! Смех в учебном курсе следует применять весьма осторожно Выражение эмоций в курсе, особенно негативных целесообразно переносить на виртуальных персонажей или ситуации 30
ВОПРОСЫ? ПОЖЕЛАНИЯ? ПРЕДЛОЖЕНИЯ? Владимир НАУМОВ Педагогический дизайнер, тренер-консультант Компания WebSoft (г.Москва) 31