Вовлечение граждан в публичную политику: заинтересованность органов власти и СМИ Владимир Римский, Фонд ИНДЕМ УПРАВЛЕНИЕ ПО СВЯЗЯМ СО СМИ АППАРАТА ПРАВИТЕЛЬСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ФОНД РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Семинар «Реализация социально-значимых программ и развитие Ульяновской области. Роль СМИ» Ульяновск, 18 июня 2007 года
Вовлечение граждан в публичную политику
Современная публичная политика: Общественная, т.е. направлена на решение проблем крупных социальных групп в соответствии с их приоритетами и интересами. Открытая, т.е. вся несекретная информация доступна любым гражданам. Проводится с участием граждан, т.е. включает граждан и структуры гражданского общества на всех стадиях подготовки, принятия и реализации решений органов государственной власти и местного самоуправления.
Заинтересованность органов власти в вовлечении граждан в публичную политику Пока очень низкая, органы власти чаще используют граждан в своих интересах, чем решают их проблемы. Поэтому падает доверие к этим органам власти. Включение граждан в публичную политику позволяет сделать её проекты и программы совместными для органов власти и граждан. Включение граждан в публичную политику повысит уровень контроля исполнения решений и эффективность управления.
Методы вовлечения граждан в публичную политику Обсуждения важнейших проблем и стратегии развития тех или иных территорий, поселений, городов, районов, регионов. Поощрение обратной связи с гражданами о выполнении решений органов власти: контроль, мониторинг со стороны НКО и т.п. Поиск и поддержка начинаний лидеров среди граждан: гранты, помещения, информация и т.п. Формирование ценностей коллективных решений проблем.
Возможности СМИ в публичной политике Ведение постоянных обсуждений реальных проблем граждан, вариантов их решений в совместных диалогах представителей граждан, бизнеса и органов власти. Объективное и своевременное информирова- ние органов власти об исполнении их решений. Публикации аналитики и результатов объективных исследований. Формирование повестки дня предстоящих выборов, превращение их в обсуждения способов решений проблем, а не в продвижение имиджей политиков и чиновников.
Заинтересованность СМИ в вовлечении граждан в публичную политику Пока очень низкая, СМИ больше заняты коммерческой деятельностью. Включение граждан в публичную политику позволяет сделать СМИ интересными для них, если СМИ становятся средствами коммуникации. Через рекламу и информационное сопровождение интересующих граждан проектов СМИ могут получить существенное финансирование.
Оценки реформ российскими гражданами
Куда движется страна Данные Центра Левады Примерно поровну делятся суждения о том, в каком направлении сейчас движется Россия. –По опросу «Курьер», проведенного по выборке 1600 человек, 41% считают, что это движение в правильном направлении, 43% что страна идет «по неверному пути», 16% затрудняются ответить. –По опросу типа «Мониторинг», в ходе которого было опрошено 2100 россиян, соотношение таких суждений – 32%: 35% при том, что 33% не дают ответа. Чаще всего «правильное направление» усматривают самые молодые россияне в возрасте лет (55%:30%), реже всего – пожилые – представители возрастной группы 55 лет и старше (33%:55%). Имеющие высшее образование в большей мере склонны усматривать правильность пути (47%:40%), низкообразованные, напротив, чаще говорят о его неправильности (37%:48%). (Для выборки 1600 респондентов).
Оценки экономического и материального положения Данные Центра Левады в процентах за 2006 год (N=1600, Δ=3%) Варианты ответов Положение своей семьиПоложение России январьмартмайиюньянварьмартмайиюнь Очень хорошее Хорошее Среднее Плохое Очень плохое Затр. ответить
Пример оценок реформы МПС (преобразование в РАО «РЖД»)
В каком состоянии находится, по Вашему мнению, реформа МПС в нашей стране? Фонд ИНДЕМ в % за 2003 год (N=1956, Δ=2,5%) Варианты ответов2003 год Ещё не начиналась и пока не готовится10,8 Готовится, разрабатывается14,8 Недавно началась18,7 Идёт, продолжается18,0 Уже закончилась0,9 Затруднились ответить36,7 Отсутствие ответа0,1
Выберите, пожалуйста, из следующих утверждений то, с которым Вы наиболее согласны Фонд ИНДЕМ в % за 2003 год (N=1956, Δ=2,5%) Формулировки утверждений2003 год Реформа МПС мне не интересна28,6 Мне достаточно того, что я знаю о реформе МПС 24,3 Я хотел бы больше знать о реформе МПС39,7 Я хотел бы участвовать в обсуждениях того, как проводить реформу МПС 7,5
Какие реформы нужны России по оценкам граждан
Какие реформы нужны России в первую очередь Фонд ИНДЕМ в % за 2003 год (N=1956, Δ=2,5%) Формулировки утверждений2003 год Реформы естественных монополий: в энергетике, МПС, газовой отрасли, системе телекоммуникаций и т.п. 10,7 Реформы, позволяющие улучшить предоставление услуг населению: здравоохранение, образование, ЖКХ, содействие малому бизнесу и т.п. 64,4 Реформы систем управления: административная реформа, реформа правительства и т.п. 22,6 Отсутствие ответа 2,3
Как проводить реформы (Более 50% совершенно согласны или скорее согласны с утверждениями) Фонд ИНДЕМ в % за 2003 год (N=1956, Δ=2,5%) Формулировки утверждений2003 Реформы нужно проводить гласно, постоянно информируя граждан об их целях, задачах и принимаемых решениях 88,1 Реформы не должны ломать традиции жизни в нашей стране 78,1 Реформы в России должны проводиться по-разному в разных регионах, чтобы учесть их специфику 76,7 Перед проведением крупных реформ необходимо проводить референдумы об их основных направлениях 68,2 В ходе реформ необходимо сохранить государственное регулирование естественных монополий, даже, если эти естественные монополии станут частными кампаниями 68,0 Проведению успешных реформ очень часто препятствуют руководители реформируемых министерств, ведомств 64,3
Что необходимо для успешных реформ в России Стратегическое прогнозирование. Недопустимо начинать реформы, не зная будущих рисков и угроз, без оценок ресурсов. Вовлекать граждан в постоянные обсуждения реформ, убеждать их в выборе государством наиболее оптимальных способов реформ. Отказаться от концепции строительства институтов, скопированных из опыта других стран. Разрабатывать наиболее адекватные для современной России методы решений проблем с учётом мирового опыта.
Оценки национальных проектов российскими гражданами в целом
Знают ли о национальных проектах Данные Центра Левады в процентах за годы (N=1600, Δ=3%) Варианты ответов МартСен- тябрь Март Хорошо осведомлены об этих проектах Что-то слышали о них Ничего не слышали о них302619
Окажут ли национальные проекты существенное влияние на Вашу жизнь, жизнь Вашей семьи Данные Центра Левады в процентах за годы (N=1600, Δ=3%) Варианты ответов МартСен- тябрь Март Определённо «да» или скорее «да» Скорее «нет» или определённо «нет» Затруднились ответить141314
Как будут потрачены деньги, выде- ленные на национальные проекты Данные Центра Левады в процентах за годы (N=1600, Δ=3%) Варианты ответов МартСен- тябрь Март Очень эффективно или довольно эффективно 13 Мало эффективно или совершенно неэффективно Будут попросту разворованы Затруднились ответить12109
Как будут потрачены деньги, выде-ленные на национальные проекты Данные Центра Левады в процентах за годы (N=1600, Δ=3%) Варианты ответовМартСентябрь Очень эффективно или довольно эффективно 13 Мало эффективно или совершенно неэффективно 4347 Будут попросту разворованы3130 Затруднились ответить1210
Национальные проекты как решения социальных проблем
Отношение граждан к национальным проектам Российские граждане мало знают и мало доверяют национальным проектам. Особенно низко доверие к жилищному и сельскохозяйственному проектам, возможно, в силу прошлого социального опыта. Национальные проекты выстроены в стиле постмодерна как проекты, в которых главное движение, а не решение проблем, которые решить невозможно. Чиновники хотели бы большего доверия граждан к национальным проектам, но граждане чувствуют их постмодернистскую сущность. Активных протестов в обществе при невыполнении национальных проектов не ожидается, к такому протесту готовы не более 2% граждан.
Национальные проекты как решения социальных проблем Следует стремиться к исключению конкурентности граждан в получении социальных услуг. Иная ситуация оценивается ими как несправедливая. Сначала в общественных дискуссиях определить, что делать, а потом выделять финансирование, а не подбирать программы под выделенные финансы. Не мешать инициативам регионов и местных сообществ по продвижению их проектов.
Информационная поддержка в СМИ национальных проектов Информировать не только о сделанном, но и о планируемом, прогнозировать развитие соци- альной сферы в каждом населённом пункте. Контролировать выполнение ранее описанных планов. Это повысит доверие граждан к СМИ. Вести коммуникацию между социальными группами граждан, бизнесменов и чиновников, способствуя пониманию их ценностей и идеа- лов. Это и будут национальные проекты в об- щепризнанном мировым сообществом смысле.
Благодарю за внимание! Владимир Львович Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ Тел./факс: (495) , Тел.: (495) , , и http: