Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта IX Красноярский экономический форум 16 февраля 2012
Необходимость развития экспорта Улучшение структуры торгового баланса Рост доходов государства и компаний Диверсификация структуры российского экспорта Повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг Содействие интеграции российского бизнеса в мировую экономическую систему Повышение влиятельности государства в международной экономической системе Улучшение имиджа страны На сегодняшний день на международных рынках Россия известна в основном как экспортер энергоресурсов и других биржевых товаров. Брэнд «Сделано в России» отсутствует как таковой.
Потребность в поддержке компаний - экспортеров Рынки зарубежных стран в большинстве случаев существенно отличаются от российского внутреннего рынка и друг от друга по целому спектру параметров Отсутствие достоверной информации о специфике конкретных отраслей в различных регионах и странах Острая нехватка собственных специалистов с опытом работы на зарубежных рынках Высокие финансовые риски, связанные с выходом на внешние рынки Административные препятствия Для большинства компаний среднего бизнеса развитие экспорта является непозволительно дорогостоящим и рискованным начинанием.
Что нужно для эффективного развития отечественного экспорта? Основное, но недостаточное условие, - это наличие конкурентоспособных товаров и услуг Информационное обеспечение компаний с целью: – определения наиболее перспективных регионов – адаптации экспортируемых товаров/услуг и системы продвижения к требованиям конкретных рынков – анализа отраслевой инфраструктуры – анализа правовой и административной среды. Наличие квалифицированных кадров с опытом работы в целевых регионах Доступ к финансированию Возможности страхования рисков. Для компании выход на каждый новый рынок – это отдельный проект, который может оказаться более рискованным и дорогостоящим предприятием, чем начало нового бизнеса.
Необходима интегрированная программа поддержки экспорта на государственном уровне С нашей стороны, в течение этого года мы планируем следующие шаги: Изучение эффективности существующей системы в плане доступности для предприятий среднего бизнеса Изучение современного опыта поддержки экспорта другими странами Составление базы данных потенциальных компаний-экспортеров, до которых должна систематически доводиться информация о государственных услугах по поддержке экспорта Выработка рекомендаций для правительства Во всех развитых странах поддержка экспорта является одной из основных задач министерств и ведомств, осуществляющих задачи внешнеэкономической деятельности государства и его экономического развития в целом.
Пример 1: American Chamber of Commerce Американская торговая палата в Москве негосударственная некоммерческая бизнес-ассоциация, основанная на корпоративном членстве. Основа деятельности палаты профильные комитеты, состоящие из представителей компаний-членов палаты и руководимые избираемыми председателями (сопредседателями). Комитеты палаты: аэрокосмический; маркетинговый; по безопасности; по здравоохранению; по инвестициям; по информационным и коммуникационным технологиям; по лизингу; по налогообложению; по недвижимости и строительству; по охране окружающей среды; по партнёрству с НКО; по развитию предпринимательства; по трудовым ресурсам; по энергетике; производственный; рынков капитала и финансовых услуг; таможенно-транспортный Палата насчитывает 3 миллиона членов по всему миру, включая крупнейшие бизнес-ассоциации, однако даже самые маленькие семейные компании получают поддержку, на них рассчитаны специальные программы.
Пример 2: Finpro –организация по поддержке деятельности финских компаний на международных рынках Частно-государственное партнерство Осуществляет деятельность в Финляндии и на базе ее торговых представительств - в 50 странах мира За небольшую плату представляет финским компаниям следующие услуги: – информационное в разрезе страны и конкретного сектора – Доступ к стандартизированному набору управленческих инструментов, необходимых на разных этапах интеграции в международную деятельность – Индивидуальный маркетинговый и стратегический консалтинг. Финские компании имеют возможность минимизировать свои риски и издержки путем недорогого доступа к достоверной информации и консультаций со специалистами, непосредственно работающих в интересующем их регионе.