Методология и практика оценки эффективности ведомственных целевых программ Пигунова Ольга Алексеевна Руководитель направления «Административная реформа» Центр экономического и финансового консалтинга г.Улан-Удэ, июля 2008 г.
CEFC Подходы к оценке эффективности программ (в зависимости от предмета оценки) 1. Проект ведомственной целевой программы (утверждаемой) Цели оценки 1.Согласование (обеспечение соответствия установленным требованиям) 2.Распределение БПО (принятие решения о финансировании) Формы оценки 1.Экспертиза ВЦП Формализованная оценка (да/нет) Формализованная балльная оценка 2.Балльная оценка ВЦП по заранее принятым критериям
CEFC Цели оценки 1.Оценка хода реализации программы 2.Инвентаризация БЦП 3.Перераспределени е финансирования по наиболее эффективным программам Формы оценки 1.Оценка в рамках анализа результативности деятельности ОИВ (ДРОНД) 2.Оценка степени достижения показателей 3.Многофакторная критериальная оценка 2. Действующая ВЦП (утверждаемая) Подходы к оценке эффективности программ (в зависимости от предмета оценки) - 2
CEFC Подходы к оценке эффективности программ (в зависимости от предмета оценки) Аналитическая ведомственная целевая программа Цели Оценка хода реализации программы Решение вопроса о переводе ВЦП в состав утверждаемых (в т.ч. с выделением дополнительного финансирования из БПО) Формы В рамках анализа результативности деятельности ОИВ Аналогично оценке проектов ВЦП (утверждаемых)
CEFC Подходы к оценке эффективности программ (в зависимости от предмета оценки) «Тверской вариант» - ВЦП как бизнес-план ОИВ Цели Оценка эффективности деятельности органа исполнительной власти Принятие решения об изменении финансирования Формы Экспертиза отчета о результатах реализации ВЦП Экспертная (в т.ч. балльная оценка) по различным аспектам эффективности деятельности ОИВ Критериальная формализованная оценка
CEFC Существующие методы оценки эффективности ведомственных целевых программ (региональная практика) Оценка по степени достижения показателей Преимущества: Простота в применении, низкая трудоемкость, легкость автоматизации; Прозрачность результатов Недостатки: Высокие требования к качеству системы показателей (часто на динамику показателя влияет не только СБП и не только реализация данной программы). Комплексная оценка по нескольким критериям Преимущества: Позволяет произвести более сбалансированную оценку, в том числе учитывающую региональные приоритеты, а также внешние факторы, влияющие на программу. В большей степени учитывает усилия СБП по достижению стратегических целей, "настраивает" СБП на анализ деятельности. Недостатки : Оценка более сложная и соответственно трудоемкая Встречаются некоторые субъективные критерии
CEFC Условия успешного внедрения оценки эффективности ВЦП Разработка методики оценки ВЦП на стадии внедрения ВЦП как инструмента программно-целевого управления; Проведение оценки эффективности ВЦП не ранее, чем через год после внедрения ВЦП; Обеспечение взаимосвязи между результатами оценки эффективности ВЦП и финансированием (принятие значимых решений по результатам оценки ВЦП); Один из вариантов: внедрение механизмов стимулирования ОИВ (в т.ч. премирования сотрудников) по результатам оценки эффективности ВЦП
CEFC Пример многокритериальной оценки ВЦП: Республика Чувашия Комплексная оценка (23 критерия); Одни и те же критерии применяются к РЦП и ВЦП; Одни и те же критерии применяются для: –Оценки целесообразности решения проблемы программно-целевым методом; –Оценки проекта бюджетной целевой программы; –Оценки эффективности бюджетной целевой программы. Основные группы критериев: –Соответствие программ стратегическим документам, Докладу ОИВ; –Наличие прогноза развития ситуации без использования программного метода; –Отсутствие дублирования с действующими программами; –Наличие показателей результативности на уровне целей, задач, мероприятий; –Наличие расчетов по бюджетному и социальному эффекту; –Уровень финансирования; –Степень участия муниципальных образований; –Степень достижения целевых значений показателей; –Качество управления программой.
CEFC Пример многокритериальной оценки ВЦП: Нижегородская область Цель: оценка эффективности реализации БЦП (ОЦП и ВЦП) БЦП прекращается или требуется обязательная доработка, если БЦП не соответствует: - приоритетам социально-экономического развития Нижегородской области; - поручениям Губернатора Нижегородской области; - в случае признания целевых индикаторов программы не соответствующими целям развития Нижегородской области или не позволяющими измерить результаты реализации мероприятий БЦП
CEFC Пример многокритериальной оценки ВЦП: Нижегородская область Критерии оценки программы: К1 - соответствие БЦП приоритетам социально-экономического развития Нижегородской области и актуальность индикаторов целей БЦП. К2 - адекватность комплекса мероприятий БЦП для достижения ее целей. К3 - выполнение плановых объемов финансирования и привлечение дополнительных средств для реализации БЦП. К4 - достижение индикаторов целей БЦП и степень выполнения мероприятий БЦП. К5 - динамика показателей экономической, общественно-экономической и общественной эффективности реализации БЦП. К6 - идентификация негативных внешних факторов и меры смягчения воздействия негативных внешних факторов.
CEFC Пример многокритериальной оценки ВЦП: Нижегородская область Подкритери й Весовой коэффи циент Формулировка подкритерия Градации Система балльных оценок К 6.1 Z6.1=0,5 Идентификация негативных внешних факторов В программе уделяется внимание идентификации негативных внешних факторов 10 В БЦП не уделяется внимание идентификации негативных внешних факторов 0 К 6.2 Z6.2=0,5 Смягчение воздействия негативных внешних факторов на ход реализации БЦП Исполнитель БЦП предлагает и осуществляет меры, смягчающие воздействие негативных внешних факторов 10 Исполнитель БЦП не предлагает и не осуществляет мер, смягчающих воздействие негативных внешних факторов 0
Спасибо за внимание! 8 (499)