«Методология подготовки ведомственных целевых программ: анализ действующих подходов на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации» Тюльпин Денис Витальевич Эксперт по государственному управлению Центр экономического и финансового консалтинга Г. Улан-Удэ, июля 2008 г.
CEFC Ведомственные целевые программы: хронология
CEFC Требования при формировании ВЦП Цели программы Ожидаемые результаты Индикаторы Ресурсы, внешние условия и риски реализации Управление реализацией программы
CEFC Основные отличия ведомственных и областных целевых программ Федеральные (региональные) целевые программы: Могут (и должны) быть направлены на решение межведомственных задач; Рассчитаны на реализацию мероприятий, носящих срочный характер (имеющих определенные сроки реализации) Могут разделяться на подпрограммы; Могут быть направлены на заказ товаров, работ, услуг; Срок реализации жестко не ограничен; Претендуют только на бюджет принимаемых обязательств; Как правило, утверждаются законодательными органами или высшим органом исполнительной власти субъекта Ведомственные целевые программы: Не могут быть направлены на решение межведомственных задач; Рассчитаны как на реализацию мероприятий, носящих срочный характер, так и на совершенствование исполнения постоянных функций субъекта бюджетного планирования Не могут разделяться на подпрограммы; Могут быть направлены на любые расходы в рамках экономической классификации (в т.ч. на оплату труда); Срок реализации не более 3 лет; Финансируются из бюджета действующих обязательств (иногда с учетом дополнительных средств БПО); Утверждаются субъектом бюджетного планирования
CEFC Понятие и цели внедрения ведомственных целевых программ Ведомственные целевые программы (ВЦП) основываются на системе целей, задач и показателей деятельности субъекта бюджетного планирования и отражаются в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования ВЦП – инструмент решения тактической задачи СБП. Цели внедрения ведомственных целевых программ: –повышение эффективности проведения субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, –обеспечение достижения целей и задач социально- экономического развития, –повышение результативности расходов бюджета.
CEFC Опыт внедрения ВЦП на федеральном уровне Ведомственная целевая программа «Воспроизводство минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья ( годы)»
CEFC Паспорт программы Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета) Министерство природных ресурсов Российской Федерации Наименование программы ВЦП «Воспроизводство минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья ( годы)» Должностное лицо, утвердившее ведомственную целевую программу (дата, утверждения) или наименование и номер соответствующего НПА приказ МПР России ____ от «___»________200__ г. (после экспертизы в Минфине, МЭРТе) Номер и дата учета в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации (после экспертизы в Минфине, МЭРТе и рассмотрения на Бюджетной комиссии) Цели и задачи программыЦель программы: обеспечение воспроизводства природных ресурсов (воспроизводство минерально-сырьевой базы) Целевые индикаторы и показатели программы Показатели уровня достижения цели: «Локализация и оценка прогнозных ресурсов основных видов полезных ископаемых: Углеводородное сырье, Уголь, Уран, Золото, Серебро, Платина, Алмазы, Марганцевые руды, Хромовые руды, Медь, Никель, Свинец и цинк, Олово и вольфрам, Сурьма, Редкоземельные металлы, Барит, Особо чистый кварц, Фосфориты, Флюорит, Каолин, Бентонит щелочной, Подземные воды»
CEFC Паспорт программы Характеристика перечня программных мероприятий Расширение работ по локализации прогнозных ресурсов полезных ископаемых (по предлицензионной подготовке перспективных участков недр). Сроки реализации программы годы Объемы и источники финансирования на весь период – млн. руб., в т.ч.: ,282 млн. руб. - в 2006 г., ,163 млн. руб. - в 2007 г., ,808 млн. руб. - в 2008 г. Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности Локализация и оценка прогнозных ресурсов основных видов полезных ископаемых: Углеводородное сырье, млн.т.у.т, в 2006 г , в 2007 г , в 2008 г , Уголь, млн. т, в 2006 г. – 420, в 2007 г. – 420, в 2008 г. – 450, Уран, тыс. т, в 2006 г. – 150, в 2007 г. – 160, в 2008 г. – 170, Золото, т, в 2006 г , в 2007 г , в 2008 г , Серебро, т, в 2006 г , 2007 г , 2008 г , Платина, т, 2006 г. – 100, 2007 г. – 120, 2008 г. – 120, Алмазы, млн.карат, 2006 г. – 50, 2007 г. – 60, 2008 г. – 60, Марганцевые руды, млн. т, 2006 г. – 80, 2007 г. – 80, 2008 г. – 80, Хромовые руды, млн. т, 2006 г. –15, 2007 г. – 15, 2008 г. – 20, Медь, тыс. т, 2006 г. – 650, 2007 г. – 600, 2008 г. – 700, Никель, тыс. т, 2006 г. – 800, 2007 г. – 800, 2008 г. – 850, Свинец и цинк, тыс. т, в 2006 г. – 300, в 2007 г. – 320, в 2008 г. –320, Олово и вольфрам, тыс. т, в 2006 г. – 15, в 2007 г. – 20, в 2008 г. – 25, Сурьма, тыс. т, в 2006 г. – 15, в 2007 г. – 15 в 2008 г. – 15, Редкоземельные металлы, тыс. т, в 2006 г. - 1,5,в 2007 г. - 1,8, в 2008 г. - 2,0, Барит, тыс. т, в 2006 г , 2007 г , г. – 0, Особо чистый кварц, тыс. т, 2006 г. - 0, 2007 г. - 0, 2008 г. – 0, Фосфориты, млн. т, 2006 г. - 30, 2007 г. - 25, 2008 г. -30 Флюорит, млн. т, 2006 г. -20, 2007 г. -20, 2008 г. –20, Каолин, млн. т, 2006 г. -35, 2007 г. -15, 2008 г. -20 Бентонит щелочной, млн. т, 2006 г. – 5, 2007 г. - 5, 2008 г. – 0, Подземные воды, тыс. м3, 2006 г , 2007 г , 2008 г
CEFC Место Программы в достижении стратегических целей МПР Цель Программы Обеспечение воспроизводства природных ресурсов (воспроизводство минерально-сырьевой базы) Стратегическая цель 2 Обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов Тактическая задача 2.1 Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы
CEFC Темпы изменения значений показателей достижения цели Программы (локализация и оценка прогнозных ресурсов основных видов полезных ископаемых) в сравнении с темпами изменения расходов на Программу
CEFC Опыт внедрения ВЦП на региональном уровне ВЦП – инструмент решения тактической задачи Томская область, Саратовская область, Нижегородская область, Владимирская область, Краснодарский край Замена ДРОНД ведомственной целевой программой Тверская область, Кемеровская область
Большое спасибо!