Планирование и контроль в организациях Методические материалы по курсу Профессор Евенко Л.И.
1. Функции контроля в организации 1.1. Процесс управления в организации
1.2. Общий процесс управления организацией с обратной связью
1.3. Функции управления как информационные процессы
1.4. ОРГАНИЗАЦИЯ процесс вход – преобразование - выход
1.4.
1.4б. Основные различия планирования и стратегического управления
1.6. Понятие контроля
1.7. Обратная связь/регулирование
II. Функции планирования II.1. Планирование
II.3. Виды планирования Оперативно-календарное – день, декада, месяц Текущее – месяц, квартал, год Среднесрочное – год, 3 года Долгосрочное – 3-5 лет Стратегическое планирование (в пределах стратегического горизонта) Стратегическое управление (тесная интеграция стратегии и формирования организации для ее осуществления)
II.4. ПЛАН организационно-технических мероприятий на 199…. год
Прогноз предполагаемой прибыльности коммерческой деятельности
II.6. Учетно-плановый график Ганта
График прохождения базовых курсов слушателей 9 потока программы Менеджмент - Международный бизнес
II.8. Сетевой график строительства гаражей
II.9. Операции проекта по строительству гаражей
III. Формы управления людьми Управление через постановку целей Управление по результатам Управление посредством мотивации Вмешательство в исключительных случаях Управление посредством делегирования Управление с помощью правил принятия решения Альтернативные варианты решений Информирование и участие сотрудников в управлении Управление посредством прорывов
Управление паровозом: система с обратной связью
III.1 Контроль в организации Контроль в организации - означает всю совокупность мероприятий, средств и механизмов, направленных на обеспечение соблюдения работниками предприсанных норм, правил, программ поведения и деятельности, делегирования ответственности на основе: При делегировании ответственности сотрудник обязан действовать самостоятельно и принимать решения в рамках своей компетенции. Начальник не имеет права принимать решения в сфере компетенции сотрудника. Сфера компетенции сотрудника изъята из сферы действий и решений начальника. Начальник обязан осуществлять руководство делегированным участком в рамках возложенных на него обязанностей. Сюда относится и контроль.
III.2. Сферы деятельности подчиненного и соответствующие им виды контроля руководителя
III.3. Современные формы управления Начальник должен проверять: выполняют ли подчиненные ему сотрудники свои профессиональные обязанности; если они – начальники, то выполняют ли свои обязанности по отношению к подчиненным При этом следует обратить внимание на следующее: Каждый начальник контролирует только непосредственно подчиненных ему сотрудников линий и штабов Осуществление контроля – это не прихоть начальника, а его обязанность Контроль – это неделегируемая обязанность начальника (только заместитель, действующий от имени начальника и в соответствии с его планами и намерениями, может осуществлять контроль вместо него) Контроль должен быть экономически оправданным, т.е. связанные с ним затраты должны соответствовать ожидаемым результатам Чем разнообразней задачи начальника по контролю, тем меньше сотрудников может быть ему подчинено. Каждая должность, занимаемая начальником, имеет ограниченный сектор контроля Контроль – это средство руководства, которое помогает уменьшить риск, связанный с делегированием ответственности
III.4 Служебный контроль ориентирован на конкретный случай. При этом не важно, имел ли он место в прошлом, или совершается в настоящее время, или касается мероприятий, планируемых на будущее. Контроль результатов ориентирован на результат определенной деятельности. С его помощью контролируется, чего достиг сотрудник в своей деятельности за определенный период времени, при этом отдельные случаи интереса не представляют.
III.5. Управление по результатам (пример – ключевые показатели отдела продаж)
III.7. Современные формы финансового планирования и контроля Планирование – программирование – разработка бюджета Planning – Programming – Budgeting System (PPBS) Исходя из стратегических планов (планирование) виды деятельности группируются вокруг однородных целей (программирование) и выделяются средства по программам; по структурным подразделениям; по статьям расходов (разработка бюджета). Разработка бюджета на нулевой основе Zero-Based Budgeting (ZBB) Прошлые затраты (sunk cost) не учитываются при принятии финансовых решений. Оцениваются затраты и эффективность по новым расходам. Управление по целям Management by Objectives (MBO) а) в госуправлении – формулировка целей государственного ведомства и выделение средств для достижения этих целей; б) на фирмах – совместное с непосредственным начальником установление целей деятельности конкретного менеджера, оценка его работы, аттестация по итогам достижения целей.
1.9. Процесс стратегического планирования