Формирование действий самооценки в системе развивающего обучения
ОЦЕНКА Внешняя Педагоги- ческая Взаимо- оценка Внутренняя Само- оценка
Развивающее обучение Формирование у школьников навыков самооценки учебной деятельности как основы умения учиться. Суть самооценки не в констатации, а в содержательном качественном рассмотрении результатов, в их сопоставлении с целью. Основа учебной самооценки – умение школьника осознавать границы собственных знаний, понимание им того, чего он еще не знает.
Действия самооценки Умение осознавать границы собственных знаний ( усвоен ли общий способ решения задачи, соответствует ли результат учебных действий конечной цели ) Умение работать с эталонами Умение вырабатывать критерии оценки Умение вырабатывать собственные эталоны Умение соотносить самооценку с внешней оценкой Умение составлять план по коррекции своих затруднений
Урок в школе РО А. Воронцов, Е. Чудинова По месту в цикле постановки и решения учебной задачи уроки прежде всего делятся на вводные (или постановочные), уроки решения учебной задачи и уроки конкретизации открытого способа действия (уроки решения частных задач).
Структура вводного (или постановочого) урока в системе РО 1 ЭТАП. Постановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче.
Структура вводного (или постановочого) урока в системе РО 2 ЭТАП. Самооценка детей. Дети должны оценить степень своего владения старыми способами (старым способом), прежде чем перейти к новому. Форма организации этого момента урока – дело учителя. Лучше, если дети оценивают себя в письменной форме, потому что это позволяет: а) учителю впоследствии более внимательно поработать с самооценкой каждого ребенка; б) ребенку впоследствии оценить отношение к своему прошлому взгляду на вещи.
Формы фиксации самооценки Графические знаки –Плюсы-минусы –Шкалы –Линеечки –Лесенки Тетради «Мои достижения» Оценочные листы
Основные разновидности занятий по формированию оценки знаний или способов их добывания
Первый тип - работа с эталонами оценки. Задача учителя на таких уроках - создавать условия для того, чтобы ребенок в своей учебной работе не упускал из виду эталон, умел им пользоваться, а после сравнения с эталоном сам делал выводы о результатах своего труда, сам ставил себе задачу по совершенствованию подлежащего усвоению действия. На первых этапах этой работы учитель формирует у детей первоначальные оценочные действия путем ненавязчивой, как бы для себя, демонстрации своих оценочных суждений, давая им возможность принять участие в определении эталонов и способов работы с ними. При этом педагог специально совершает «ошибки», чтобы дать детям возможность уловить неточности, включиться в их обсуждение, ввести оценочные суждения
Второй тип занятий - выработка детьми собственных эталонов. Очень важно создавать на этих занятиях такие ситуации, когда дети начинают вырабатывать собственные эталоны в виде позиции, вкусовых пристрастий, собственной точки зрения и ее обсуждения. В такой ситуации учитель не навязывает школьникам свое мнение, не устраняет возникшие разногласия, а только включается в обсуждение наравне с другими.
Третий тип занятий - занятия социальной значимости. Осознание школьником общественной значимости результатов своего труда усиливает и обогащает в нем мотивационное отношение к учебно- познавательной и творческой деятельности. Учащиеся часто выполняют всякого рода творческие познавательные задания, которые требуют публичной оценки взрослых, и не только работающего с классам учителя. Поэтому на занятиях необходимо создавать ситуации, когда специально подчеркивается социальная значимость творческих работ, усиливая в детях познавательные стремления и творчество. С этой целью организуется публичная защита реферативных работ, выпуск литературных альманахов, сборников ученических задач.
Четвертый тип - занятия, посвященные анализу и реконструкции выполненных творческих работ. Чаще всего такие занятия строятся вокруг творческих работ школьников, написанных несколько месяцев назад. Ими могут быть изложения, сочинения, эскизы к картинам, подготовленные на уроках живописи и т.п. Учащимся предлагается выбрать какое-либо выполненное ранее творческое задание, сделать в нем правку и затем выполнить его заново. Фактически школьники «редактируют» свои прошлые работы. Такая деятельность помогает им взглянуть на свою работу с позиции читателя и легко найти недочеты, ошибки, которые ранее оставались незамеченными. Оценочный компонент при выполнении такого вида заданий становится более целенаправленным, полным, а оценочная активность выступает уже в качестве своеобразной познавательной деятельности
Структура урока формирования самооценки МОТИВАЦИЯ ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ВЫРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ … РЕФЛЕКСИЯ