Инструментарий и процедуры оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в начальной школе М.И. КУЗНЕЦОВА ИСМО РАО Москва
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. В определении качества образования новый закон не вступает в противоречие с предыдущим законом об образовании, в статье 11 пункт 2 нового закона подтверждается, что «Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения».
Положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, связанные с контрольно- оценочной деятельностью
II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Пункт 9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Пункт 13 Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Результаты обучения Метапредметные Познавательные УУД Регулятивные УУД Предметные Коммуникативные УУД Личностные Объекты индивидуальной оценки
III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна: 1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2) ориентировать образовательный процесс на духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования; 4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; 5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Основные особенности системы оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС Планируемые результаты – содержательная и критериальная основа обучения и оценки Индивидуальная оценка предметных и метапредметных результатов Индивидуальная оценка предметных и метапредметных результатов Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) Проектная деятельность как элемент итоговой оценки Проектная деятельность как элемент итоговой оценки Оценка динамики учебных достижений Оценка динамики учебных достижений Введение мониторинговых исследований на разных уровнях (сбор контекстной информации, использование неперсонифицированных данных и др. Введение мониторинговых исследований на разных уровнях (сбор контекстной информации, использование неперсонифицированных данных и др.
устные и письменные; устные и письменные для проектной деятельности;проектной деятельности для стандартизированных итоговых работ и для текущей (накопленной) оценки для индивидуального, парного или коллективного выполнения;парного коллективного комплексного характера, позволяющие оценить все умения характеризующие достижение данного результата; комплексного характера, позволяющие в зависимости от уровня выполнения оценить достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне; допускающие возможность адаптации к особенностям образовательной программы; региональным особенностям; к индивидуальным особенностям ребенка; допускающие возможность использования справочной литературы. Рекомендуется использовать задания
Первый этап работы над инструментарием: 2008 – 2009 г.г.
Второй этап работы над инструментарием: 2010 – 2013 г.г.
Актуальные направления оценки качества начального образования в РФ 1. Проведение внешней (независимой) оценки качества начального образования в образовательном учреждении с целью получения достоверной информации об индивидуальных достижениях выпускников начальной школы образовательного учреждения для широкого круга задач (аккредитации ОУ, аттестации педагогических кадров, получения информации об обеспечении гарантий граждан по обеспечению равного доступа всех обучающихся в данном образовательном учреждении к качественному образованию и др.). 2. Проведение внешней (независимой) оценки качества начального образования на различных уровнях (муниципальном, региональном, национальном) с целью получения достоверной информации о состоянии системы начального образования и тенденциях ее изменения, а также факторах, влияющих на качество начального образования для управления качеством образования (мониторинговые исследования).
Оценка индивидуальных достижений обучающихся планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (раздел «Выпускник научится»). Оценка состояния системы начального образования планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (разделы «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»), а также требования ФГОС к условиях реализации основной образовательной программы начального образования. Содержательная и критериальная основа оценки качества образования
Оценка индивидуальных достижений обучающихся (все выпускники ОУ) 1. КИМ для оценки предметных результатов (математика, русский язык, окружающий мир) 2. КИМ для оценки метапредметных результатов (учебные компетенции: работа с информацией, регулятивные и коммуникативные умения) 3. Инструктивно-методические материалы (Регламенты, Положения, Методические рекомендации по использованию результатов и др.) Оценка состояния системы начального образования (выборочная совокупность) 1. КИМ для оценки предметных результатов (математика, русский язык, окружающий мир) 2. КИМ для оценки метапредметных результатов (учебные компетенции: работа с информацией, регулятивные и коммуникативные умения) 3. КИМ для оценки личностных результатов (самоидентификация, смыслообразование, этические и моральные нормы) 4. Инструктивно-методические материалы (Регламенты, Положения, Методические рекомендации по использованию результатов и др.) 5. Инструментарий для сбора контекстной информации (анкеты для учащихся, учителей, родителей, администрации ОУ) Состав инструментария оценки качества начального образования
Оценка индивидуальных достижений обучающихся 1.Время выполнения: 45 мин. 2.Структура: псевдо-параллельная (за заданиями базового уровня следуют задания повышенного уровня) 3.Варианты независимые или связанные якорными заданиями 4.Теория измерения: классическая теория тестов (+IRT) 5.Преобладает критериально- ориентированная оценка 6.Возможность выделения уровней достижения планируемых результатов Оценка состояния системы начального образования 1.Время выполнения: 45 мин. 2.Структура: блочная (нет строгого правила расположения заданий базового и повышенного уровней ) 3.Варианты связаны повторяющимися блоками (возможность построения единой шкалы и выявления тенденций) 4.Теория измерения: классическая теория тестов и IRT 5.Преобладает нормативно-ориентированная оценка 6.Возможность выделения уровней достижения планируемых результатов, построения профилей овладения планируемыми результатами (по содержанию и видам деятельности) Особенности измерительных материалов
Измерительные материалы для процедур оценки качества начального бразования : 6 комплектов КИМ по 3 предметам: Математика: МА1 (4 варианта на 1 урок) и МА2 (8 вариантов на 1 урок), Русский язык: РУ1 (4 варианта на 1 урок) и РУ2 (8 вариантов на 1 урок), Окружающий мир: ОМ1 (4 варианта на 1 урок) и МА2 (8 вариантов на 1 урок).
Распределение учащихся по результатам выполнения работы (2013 год) МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК ОКРУЖАЮЩИЙ МИРСМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ
Основные показатели, по которым представляются предметные результаты 1.Успешность освоения учебной программы (общий балл за выполнение всей работы по предмету по 100 балльной шкале). 2. Достижение базового уровня – балл за выполнение заданий базового уровня. Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более); Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более). - 20
Основные показатели, по которым представляются предметные результаты 3. Уровни достижений: базовый, повышенный, высокий, пониженный, недостаточный Базовый уровень достижений - точка отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися. 4. Успешность образовательной миссии учителя (условное название) - соотношение освоения раздела планируемых результатов начального образования «Выпускник научится» и раздела «Выпускник получит возможность научиться». Данный показатель дает возможность оценить степень освоения обязательной для всех учащихся части программы (раздел «Выпускник научится») по сравнению с частью программы (раздел «Выпускник получит возможность научиться»), обязательной для преподавания и направленной на расширение и развитие интереса к изучению данного предмета, пропедевтику обучения, углубленное изучение предмета для наиболее одаренных детей. - 21
Перечень статистических форм, полученных образовательными учреждениями По каждому образовательному учреждению (классу) 1.Результаты выполнения итоговой работы по каждому предмету по классу (форма Ф-ОИД-1 или форма ОКО- 1); 2.Результаты оценки индивидуальных достижений по каждому предмету (форма Ф-ОИД-2.) 3. Результаты выполнения итоговой работы по каждому предмету по отдельным заданиям (форма Ф-ОИД-3. или Ф-ОКО-2 ). 4.Результаты выполнения итоговой работы по каждому предмету по уровням достижений (форма Ф-ОИД-4.) Ф-ОИД-1: Ф – форма, ОИД – оценка индивидуальных достижений Ф-ОКО-1: Ф – форма, ОКО – оценка качества образования. - 22
Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример
Распределение образовательных учреждений по результатам по результатам выполнения итоговых работ для индивидуальной оценки учащихся МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК ОКРУЖАЮЩИЙ МИРСМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ
Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример
Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример 3. 26
Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример
Распределение образовательных учреждений по результатам по результатам выполнения итоговых работ для оценки качества начального образования МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример 5. 29
Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример 6.
Распределение учащихся 4 класса по уровням достижения планируемых результатов по математике в соответствии с ФГОС начальной школы
Достижение требований ФГОС Математика ( Большинство выпускников начальной школы 2013 года освоили требования новых образовательных стандартов по математике: 86% учащихся выполнили правильно от 50% до 100% заданий базового уровня. В среднем выпускники начальной школы освоили более 70% планируемых результатов по математике и более 50% планируемых результатов, являющихся пропедевтикой для продолжения образования в основной школе.) Русский язык ( Большинство выпускников начальной школы 2013 года (89%) освоили требования новых образовательных стандартов, они выполнили правильно от 50% до 100% заданий базового уровня. В среднем выпускники начальной школы освоили около 70% планируемых результатов по русскому языку и более 50% планируемых результатов, являющихся пропедевтикой для продолжения образования в основной школе.) Окружающий мир Метапредметные результаты: -смысловое чтение и работа с информацией Групповые проекты
Достижение требований ФГОС Окружающий мир (Большинство выпускников начальной школы 2013 года (87%) освоили требования новых образовательных стандартов, они выполнили правильно от 50% до 100% заданий базового уровня. В среднем выпускники начальной школы освоили более 70% планируемых результатов по окружающему миру и более 50% планируемых результатов, являющихся пропедевтикой для продолжения образования в основной школе.)
Особенности контрольных измерительных материалов для итоговой оценки образовательных достижений выпускников начальной школы в соответствии с ФГОС по русскому языку
Оценка достижения предметных результатов по завершению обучения в начальной школе (на примере русского языка)
Основания для создания измерительных материалов для оценки образовательных достижений учащихся начальной школы по русскому языку 1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования Раздел II. «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» Пункт 12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования Филология. Русский язык. Родной язык. 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
Основания для создания измерительных материалов для оценки образовательных достижений учащихся начальной школы по русскому языку 1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования Раздел II. «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» Пункт 12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования Филология. Русский язык. Родной язык. 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Основания для создания измерительных материалов для оценки образовательных достижений учащихся начальной школы по русскому языку 2. Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Русский язык» 1. Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Раздел «Состав слова (морфемика)» Раздел «Лексика» Раздел «Морфология» Раздел «Синтаксис» 2. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» 3. Содержательная линия «Развитие речи» 3. Примерная программа начального общего образования по предмету «Русский язык»
Основания для создания измерительных материалов для оценки образовательных достижений учащихся начальной школы по русскому языку Раздел «Синтаксис» Выпускник научится: различать предложение, словосочетание, слово; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; выделять предложения с однородными членами. Выпускник получит возможность научиться: различать второстепенные члены предложения определения, дополнения, обстоятельства; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; различать простые и сложные предложения.
Итоговая работа по русскому языку состоит из двух частей: 1) диктант; 2) проверочная работа Пример итоговой проверочной работы Цель проверочной работы – оценить способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку. Особенностью данной проверочной работы является её ориентация не только на предметные результаты, но и на уровень овладения учащимися способами действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие учащихся.
Работа содержит две группы заданий. Первая группа – базовые задания, позволяющие проверить освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.
Вторую группу составляют задания, проверяющие способность учащихся решать учебные или практические задачи по русскому языку, в которых нет явного указания на способ выполнения, основную сложность при выполнении этих заданий представляет выбор способа решения из тех, которыми они владеют.
1. В каком порядке данные слова встретятся тебе в словаре? Расставь цифры от 1 до 5. зяблик танец идея золото победа 2. Обведи номер верного утверждения о слове жизнь. 1) В этом слове все согласные мягкие. 2) В этом слове два слога. 3) В этом слове букв больше, чем звуков. 4) В этом слове нет звонких согласных. Примеры 1-ой группы заданий
Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано. маяк, тополь, якорь, ёж, взгляд, вишня, гриб, соль, яма Пример 2-ой группы заданий В слове количество звуков и букв совпадает В слове количество звуков и букв НЕ совпадает В слове один слог В слове два слогамаяк
Примеры 1-ой группы заданий 4. Обведи номер ряда, в котором записаны только родственные слова. 1) смола, смолистый, смолкнуть, просмолить 2) сосна, сосновый, сосняк, сосенка 3) трава, отравить, травка, травянистый 4) силач, сила, мощь, обессилеть 5. Какие еще части слова, кроме корня, есть в слове полоска? Обведи номер верного ответа. 1) приставка и суффикс 2) суффикс и окончание 3) приставка и окончание 4) приставка, суффикс и окончание
Пример 2-ой группы заданий Сгруппируй слова, которые имеют одинаковый состав слова. Запиши каждую группу на отдельной строчке. лисица, нора, дятел, зимний, дерево, погрузка, горка, пришкольный, подснежники _______________________________________
Особенность работы по русскому языку 1 1.В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится». 2.Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. 3.Результаты выполнения учащимся работы дают возможность зафиксировать достижение четвероклассником планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне, что позволяет охарактеризовать состояние базовой подготовки учащегося и осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки.
Особенность работы по русскому языку 1 1. Большое количество заданий с развернутым открытым ответом. 2. Большое количество заданий, предполагающих работу с таблицей. 3. Наличие заданий, предполагающих работу с текстом. 4. Наличие заданий, оценивающих коммуникативную компетентность. 5. Наличие разнообразных по форме заданий.
Особенность работы по русскому языку 1 1.Обведи номер ряда, в котором фамилии стоят в алфавитном порядке. 1)Груздев, Дунаев, Редькин, Москвин 2)Клюев, Пирогов, Тихонов, Федин 3)Борисов, Рожков, Никулин, Щепкин 4)Аристов, Волгин, Журов, Дятлов 1.Определи, в каком порядке встретятся данные слова в словаре. Покажи этот порядок цифрами от 2 до 6. Цифра 1 уже поставлена. ___ дерево ___ лошадь ___надежда ___город _1_ветер ___медведь
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Особенность работы по русскому языку 1 фото Обведи номер слова, которое соответствует схеме: 1)покраска 2)повязка 3)погода 4)полоска Обведи номер слова, в котором есть приставка. 1) полотенце 2) поздний 3) побежать 4) победить Обведи номер схемы состава слова, которая соответствует слову наклейка. Особенность работы по русскому языку 1
9.Прочитай предложение. Мы бродили весною в лесу и наблюдали жизнь дроздов, дятлов, кукушек. Найди два верных утверждения о выделенном слове. Обведи номера ответов. 1) Это имя существительное в предложении является подлежащим. 2) Это имя существительное в форме мн. числа, Р. п. 3) Это имя существительное в форме мн. числа, В. п. 4) Это имя существительное 2-го склонения. 9.Прочитай предложение. Найди и подчеркни имя прилагательное в форме мужского рода, единственного числа, творительного падежа. Из густой травы выглядывает беленьким глазком чудесная земляника, рядом качаются между длинными листьями маленькие серёжки душистого ландыша.
Особенность работы по русскому языку 1 14.Обведи номер предложения, в котором есть глагол в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица. 1)Город улыбается тебе цветами на клумбах. 2)Летом на юге звёзды сияют очень ярко. 3)Ты идёшь сегодня на спектакль? 4)Рано утром вода в лужах замёрзла. 12.Обведи номера глаголов II спряжения. 1) охот…тся2) спрашива…т3) вер…шь4) коп…т 5) слыш…м6) рису…шь7) полива…т8) завтрака…м
Особенность работы по русскому языку 1
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Особенность работы по русскому языку 1 фото Прочитай запись телефонного разговора. Федя позвонил своему другу Гене. К телефону подошёл папа Гены, Игорь Семёнович. Запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Феди. Реплика 1 _________________________________________ Реплика 2 ________________________________________ Реплика 3 __________________________________________ 1) – А Генка дома? – Добрый день, Федя! Нет, он ещё не вернулся из школы. 2) – А скажите ему, чтобы он мне позвонил! – Договорились, Федя! Я ему передам. До свидания. 3) – Хорошо. Особенность работы по русскому языку 1
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Особенность работы по русскому языку 1 фото 18. Напиши приглашение своему однокласснику или однокласснице на свой День рождения. ТЕКСТ СКАЗКИ, КОТОРЫЙ УЧЕНИКИ ЧИТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО 19. Определи, какой из заголовков больше подходит к сказке. Подчеркни его. Письменно объясни, почему ты считаешь, что именно этот заголовок больше всего подходит. 20*.Как ты считаешь, о чём эта сказка? В чём её основная мысль? Согласишься ли ты с тем, что пословицы устарели? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 3-4 предложения, и это обязательно должен быть связный текст. Особенность работы по русскому языку 1
Работы по русскому языку выполнили учащихся из 828 образовательных учреждений 20 регионов Российской Федерации. Результаты работы по русскому языку 1, направленной на оценку индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык». Уровни Процент учащихся, достигших данного уровня Недостаточный3% 15% ниже базового уровня Пониженный12% Базовый27% Повышенный41% 58% выше базового уровня Высокий17%
Особенность работы по русскому языку 2 1.В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся как к блоку «Выпускник научится», так и к блоку «Выпускник получит возможность научиться». 2.Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, лексика, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. 3.Результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать достижение четвероклассником планируемых результатов не только на базовом и повышенном, но и на высоком уровне.
Особенность работы по русскому языку 2 1. Большое количество заданий творческого характера. 2. Наличие заданий, предполагающих работу с текстом. 3. Наличие заданий, оценивающих коммуникативную компетентность. 4. Более тесная связь предметных заданий с проявлениями метапредметных результатов.
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Особенность работы по русскому языку 1 фото 4*.Прочитай несколько географических названий. Борисовка, Завидово, Павловский Посад, Михайловка, Чяпкяляй, Медведица, Снигирёвка, Полюшко, Любимовка, Гороховец Найди и подчеркни такие названия, написание которых не соответствует существующим правилам русского языка. 5**.Вспомни три орфограммы, которые изучались в начальной школе. Запиши примерное название этих орфограмм и приведи по 2 примера слов на каждую орфограмму. 1) ___________________________________________________ 2) ___________________________________________________ 3) ___________________________________________________ Особенность работы по русскому языку 2
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Особенность работы по русскому языку 1 фото Особенность работы по русскому языку 2 Вчера мы ходили в цирк. Как же было смешно! Сначала выступал очень смешной клоун. Его смешная походка и смешные шутки заставили нас смеяться до слёз. Потом на сцене появились очень смешные обезьянки, которые смешно жонглировали кеглями и мячиками. Потом нас смешил дрессированный медведь, который смешно катался на велосипеде. А какая смешная улыбка у пёсика, решавшего примеры! Во время представления я смеялся так, что чуть не упал с кресла. 4. Озаглавь прочитанное сочинение. 5**.Если ты считаешь, что прочитанное сочинение нуждается в некоторой правке, внеси необходимые исправления: зачеркни слова, которые ты хотел бы заменить, и сверху запиши свой вариант. ПРОЧИТАЙ НЕБОЛЬШОЕ СОЧИНЕНИЕ ОДНОГО ЧЕТВЕРОКЛАССНИКА И ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ 4-5.
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Особенность работы по русскому языку 1 фото 8**. Рассмотри последовательность схем состава слов : Ниже даны ряды слов. Проверь, все ли слова в рядах соответствуют схемам. Зачеркни слова, которые не подходят к схемам, над зачёркнутыми словами запиши по одному своему примеру подходящих слов. 1)рука, холодный, отгадка 2)морозы, города, находка 3)книга, бантики, посадка 4)пальто, морозный, дошкольный Особенность работы по русскому языку 2
Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример 5. 69
Распределение учащихся 4 класса по уровням достижения планируемых результатов по русскому языку в соответствии с ФГОС начальной школы
Оценка достижения метапредметных результатов по завершению обучения в начальной школе
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
1. Группа метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, связанных с учебной деятельностью 2. Группа метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, связанных с мышлением 3. Группа метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, связанных с речевой деятельностью и работой с информацией 4. Группа метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, связанных с умением взаимодействовать, работать в коллективе
osv.ruhttp:// osv.ru в разделе «Проекты» Программа для ввода и обработки результатов выполнения комплексно й работы для учащихся 4 класса подробнее подробнее
Особенности комплексной работы, модель которой отрабатывается на втором этапе эксперимента Комплексная работа направлена на выявление у учащихся 4 класса одного из основных метапредметных результатов обучения сформированности умений: - читать и понимать различные тексты, включая и учебные; - работать с информацией, представленной в различной форме; - использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно- познавательных и учебно-практических задач.
Особенности комплексной работы В работе оценивается сформированность трех групп умений (1 группа – 30%, 2 группа – 40%, 3 группа – 30%) Группа 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте (включает в себя поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи).
Особенности комплексной работы (три группы заданий) Группа 2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста (включает в себя анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений, например, определить, с какой целью написан текст.)
Особенности комплексной работы (три группы заданий) Группа 3. Использование информации из текста для различных целей (включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.)
Примеры заданий
Примеры заданий (группа 1) 1 балл – 33%, 2 балла – 57%
Примеры заданий (группа 2) 1 балл - 57%
Примеры заданий (группа 1 и 3) А: 1 балл – 93%, Б: 1 балл – 40%, 2 балла – 16%, 3 балла – 11%
Примеры комплексных работ
Примеры заданий (группа 1 и 3) 3: 2) – 90%, 4: 1б – 56%, 2б – 29%
Примеры заданий (группа 2) 5: 1б – 40%, 2б – 41%, 16: 4) 86%, 17: 63%
Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений – умения воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.
Разработки авторского коллектива системы учебников «Начальной школы XXI века», связанные с системой контроля и оценки образовательных достижений младших школьников Комплексная итоговая работа, направленная на оценку достижения метапредметных результатов
Материал, подготовленный в Центре начальной школы ИСМО РАО и опубликованный в журнале «Начальное образование» 2011 год 2
Проблема оценки предметных и метапредметных результатов во внутришкольном мониторинге
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов :
Предлагаемая система диагностических работ позволит определить уровень сформированности предметных знаний и умений по русскому языку и математике, а также универсальных учебных действий; отследить динамику индивидуального продвижения учащегося. Результаты диагностики послужат основой для принятия обоснованных педагогических решений о дальнейшем ходе обучения.
Большая просьба: присылайте протоколы! Нужно указывать класс и номер работы.
Проблема стартовой диагностики готовности первоклассников к школьному обучению
1. Найди и отметь + правильные утверждения. Безударные окончания существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова зима. Безударные окончания существительных третьего склонения можно проверить окончаниями слова сирень. Безударные окончания существительных второго склонения можно проверить окончаниями слова стол. Безударные окончания существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова весна. 2. Найди и отметь + правильные рассуждения. о погоде, потому что о столе; к ветке, потому что к стене; о кровате, потому что о земле; на карнавале, потому что на столе; Пример из педагогической диагностики 3 класс конец года
3. Определи род приведенных ниже географических названий и запиши их в нужный столбик таблицы. Тебе поможет форма предложного падежа. Именительный падеж: Лебедянь, Мезень, Ивдель, Вымь, Коростень, Нежеголь Предложный падеж: о Лебедяни, о Мезени, об Ивделе, о Выми, о Коростене, о Нежеголи м.р.ж.р. Пример из педагогической диагностики 3 класс конец года
1.Выбери правильное утверждение и поставь рядом с ним +. У существительных 1 склонения в родительном падеже в единственном числе пишется окончание –и. Окончание –и никогда не пишется у существительных 3 склонения. У существительных 1 склонения в дательном падеже в единственном числе пишется окончание –е. У существительных 1 и 2 склонения во всех падежах пишется окончание -и. 2. Подчеркни слова, у которых в окончании пишется буква е. на станци….., на полян…., о молодёж…, на площад….., в рощ…., о сын…., о сынишк…., к двер…, на здани…., к кошк…., около мыш…., о столиц….. Пример из педагогической диагностики 4 класс конец года
3. В языке «Крокс», как и в русском языке, у имён существительных выделяют три типа склонения. В этом языке такая же система падежных окончаний, как и в русском языке. Из рассказа на языке «Крокс» исчезли все окончания имён существительных. Постарайся вставить их. Щгара трымчет о кряч____ и о скич____. Вищь зукает по магр____, по жадр____ и по тер____. От клущ___ и от рюн___ рыкует опащ. 1 скл.2 скл.3 скл. гува кряда магра щгара опащ жадро кряч рюнь терь скичь клущь вищь
Педагогическая диагностика позволяет установить уровень овладения учебной деятельностью Диагностические работы позволяет определить, какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы. Сформированная учебная деятельность проявляется в использовании наиболее эффективных учебных действий, в умении ставить перед собой вопросы в ходе выполнения того или иного задания, проверять и обосновывать каждый выполняемый шаг решения, выбирать данные, необходимые для выполнения действия, объяснять, на каком основании выполнено то или иное действие. Диагностические работы позволяют определить уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового) и самооценки.
Прочитай слова. Если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке, получатся другие слова. Запиши их рядом с данными словами. ток - ____________________ лён - ____________________ ель - ____________________ ток - [ т о к ] [ к о т ] кот лён - [л о н ] [н о л] ноль ель - [ й э л ] [л э й] лей Пример из педагогической диагностики
Педагогическая диагностика позволяет оценить изменения, происходящие в развитии учащихся Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о шаблонности или оригинальности, о гибкости мышления учащихся. Часть заданий связана с определением уровня ряда мыслительных операций, таких как классификация, группировка, с проведением сравнения, обобщения, с поиском нескольких возможных способов решения, с распознаванием задачи, не имеющей решения. Задания позволяют увидеть, способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в математическом и языковом развитии.
Установи закономерность расположения слов и продолжи ряд. 1) белый – чёрный, длинный - _________________________ 2) ласковый, приветливый, нежный, ____________________ 3) кенгуру, метро, пальто, ____________________________ 4) цветок, цветка, к цветку, ____________________________ Запиши к данным словам антонимы (слова, противоположные по значению). радостный - ___________, опасный - _______________ прекрасно - ____________, капустный - _____________ хвастливый - ___________, гигантский - _____________ Примеры из педагогической диагностики
В интерпретации результатов применяется сочетание качественного и количественного подходов. Подчеркни слова, которые соответствуют схеме ¬ пригорок поход подруга мальчик кафеполяна 0 баллов – выбрано одно и более слов, несоответствующих схеме, правильные слова не отмечены или кроме слова, соответствующего схеме, выбрано более двух неправильных. 1 балл – выбрано одно из слов, соответствующих схеме, и одно слово, Которое не соответствует схеме. 2 балла – отмечено только одно из двух слов, соответствующих схеме (поход или подруга), неправильных выборов нет. 3 балла – задание выполнено правильно: отмечены слова поход, подруга. Оценивание выполнения заданий педагогической диагностики
способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в математическом и языковом развитии какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового); уровень самооценки причины устойчивых ошибок учеников и характер возникающих затруднений Педагогическая диагностика КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ является реальной основой дифференцированного обучения