Учение как вызов СМД- педагогике
Источники Проектное обучение Проблема MOOC Learning analysts Давыдов, Громыко – учебная деятельность, включение в мыследеятельность Щедровицкий Г. – структура ситуаций «учение- обучение» Щедровицкий П. – активные методы обучения Эльконин, Цукерман – самостоятельность и инициатива, проба
Learning-teaching Мотивация, активность Интенсивность, энергетика Учебный стиль Индивидуальные особенности Прорыв, инсайт Самостоятельность Управление собственной учебной работой, инициатива
Обеспечение активизации «в какой мере ученик берет на себя выполнение элементов той деятельности, которой он овладевает» Стимулирование Усиление взаимодействия с педагогом (педагог как источник энергетики) Повысить однородность класса Избавиться от учеников Псевдоактивность Активное содержание – П.Щедровицкий Длинное усилие – проектное обучение, погружение, коммуникация
Обеспечение индивидуализации 1 Бесспорно в настоящее время только одно положение: чтобы определить закономерную последовательность формирования ребенка, не нужно апеллировать к его «натуральным» возможностям и «естественному» развитию. Все остальные вопросы остаются проблемными и спорными. Усиление педагогического действия с учетом индивидуальных особенностей - «учитель усложняет свою деятельность за счет дополнительных рефлексивных моментов»
Обеспечение индивидуализации 2 Учет истории ошибок и установок – индивидуальное знание Командное обучение Выбор Тьюторство
Обеспечение прорыва «Богатство типов мыследеятельности» (тип заданий (задач)) – Давыдов, Громыко «Опыт творческой деятельности» (Лернер) Обискусствление прорыва
Обеспечение самостоятельности-1 Когда деятельность ученика рефлексивно поглощает деятельность учителя, мы говорим о собственно учении Учение как особая деятельность, будет эффективной только в том случае, если учащийся будет ставить перед собой совершенно особую и специфическую цель: изменять и трансформировать организованности своего сознания и свои способности, а учитель сможет, во- первых, сформировать у него эту цель, а во-вторых, создать такую последовательность ситуаций «обучения- учения», которые поведут эту перестройку сознания и способностей по определенной траектории, задаваемой целями и идеалами обучения и воспитания
Обеспечение самостоятельности-2 В чем источник управленческой позиции? Развитие executive function Self-motivated learning Scaffolding – «леса»
Ключевые вызовы, возможности и вопросы Активизация – управление проблематизацией и решением проблем, проектирование и совместное конструирование Индивидуализация – анализ особенностей деятельности, ошибок и достижений, неформального учения Прорыв - ? Самостоятельность – построение систем с обратной связью, анализ естественного учения Коллективное учение (социально распределенное) Учение и развитие
Коммуникация коммуникация связывает обе деятельности как бы «поверху», и через нее структурная связь деятельностей учителя и ученика пре вращается в процесс обучения-учения. В анализе ситуации обучения-учения необходимо различать и резко противопоставлять друг другу «тексты коммуникации» и «тексты трансляции»