Логика против педагогики: к методологии как онтопрактике развития Выступление на XIV Чтениях памяти Г.П.Щедровицкого 23 февраля 2008 г. Малиновский П.В. Чтениях памяти Г.П.Щедровицкого 23 февраля 2008 г. Малиновский П.В.
Логика – Педагогика = Методология t Педагогика Логика Содержательно- генетическая логика Филогенез мышления Онтогенез мышления Логик Педагог Предмет 1 Предмет 2 Предмет 3 Предмет «Педагогика» Практика научного мышления Практика научного (?) мышления Педагог` Методолог Логика – Педагогика = ?
Психолого-педагогический механизм индивидуального развития («Педагогика и логика») Средства Способности Усвоение средств Построение процессов деятельности Процесс экстериоризации Процесс интериоризации
Педагогика как предмет трансдисциплинарного исследования Педагогика как практика развития Теория деятельности Теория мышления Теория науки Семиотика Онтология системно- структурного анализа
К новой онтологии развития: концепт популятивного объекта (эксплицирован в 1974 г.) «… в одном достаточно сложном структурном объекте можно выделить много развивающихся систем. Тогда развитие этого объекта будет представлено в виде множества одновременно происходящих процессов развития составляющих этот объект элементов и подструктур. Особую проблему составляет выяснение того, как все эти процессы связаны друг с другом и влияют друг на друга» «… в одном достаточно сложном структурном объекте можно выделить много развивающихся систем. Тогда развитие этого объекта будет представлено в виде множества одновременно происходящих процессов развития составляющих этот объект элементов и подструктур. Особую проблему составляет выяснение того, как все эти процессы связаны друг с другом и влияют друг на друга» («Педагогика и логика», 1968 г., с. 175) («Педагогика и логика», 1968 г., с. 175)
Реконструкция базовой онтологемы развития - категории «популятивный объект»
Экзистенциальный выбор методологического сообщества
Эволюция методологического мышления (традиция ММК)
«Развилка» развития ММК
Эволюция ММК в поле профессиональных культур, или Почему методология не стала «нормальной профессией» Унификация Уникализация СпециализацияУниверсализация Транспрофессионалы Свободные профессии Парапрофессии Массовые профессии Мировой тренд Либерализация х гг. в СССР 1952 г г г г г г г г. Мировой тренд Эволюция ММК 2005 г.
СМД – методология = методология исследования действием Педагогика как практика развития Теория деятельности Теория мышления Теория науки Семиотика Онтология системно- структурного анализа ОДИ как онтопрактика совместного развития СМД – методология
Морфология теории деятельности как основания для конструирования онтопрактик (построение онтик) ЛЮДИ Прагматика Парадигматика Синтагматика Сигнификация Экземплификация Реификация ВЕЩИ ЗНАКИ ПРЕДМЕТЫ (как мыслительные машины) Естественно- научные предметы Геометрия Физика Нормативно- деятельностные предметы Педагогика Логика Конструктивно- технические предметы ПроблемыЗадачи Онтологические схемы и картины Модели Общие знания Системы общих знаний Средства Методы Структура научного предмета Принципиальная схема Онтономика научно- исследовательской деятельности
От «Педагогики и логики» к практике исследования Mode-2 ОДИ первой генерации = опыт трансдисциплинарного исследования действием практик совместного развития и научения действием ОДИ первой генерации = опыт трансдисциплинарного исследования действием практик совместного развития и научения действием
Схема МД как максима (precept, прецепт) для онтопрактик развитий ? ? СМД-подход Онтометодология
Онтономия эпохи глобальной трансформации Кто я? Кто мы? В чем смысл жизни? Реализация Материализация НЦС1 НЦС2 Глобальная онтология НЦС3 НЦС4 Идеализация Демография