Экспериментальная жизнь: образовательная мастерская «Триптих» Коллоквиум 3. Новые форматы подготовки практиков образования Вадим Карастелев, Высшая школа экономики, Москва, 15 мая
Новая система разделения труда: базовые требования к человеческому капиталу - умение четко выстраивать межличностные коммуникации с упором на организацию презентаций; - создание личного бренда (вне рабочего пространства работник должен быть не только лоялен компании, но и вести соответствующий образ жизни); - реагировать на меняющиеся нужды работодателя; - умение постоянно повышать личную эффективность и добиваться лучших результатов. Мантел Р. Какие навыки работников будут особо цениться в 2013 г. career/news/ /kakie_navyki_rabotnikov_budut_osobo_cenitsya_v_2 013_goduhttp:// career/news/ /kakie_navyki_rabotnikov_budut_osobo_cenitsya_v_2 013_godu 18 декабря 2012г.
Вызовы -выращивание массовой индустриализации коллективной интеллектуальной работы; -участие человека в проблематизации через межпрофессиональную коммуникацию и кооперацию; -заказчиком на образование является теперь не столько государство и отрасли хозяйства, сколько семья и индивид.
Ответ на вызовы : экспериментальная жизнь -Современные антропологические качества: кооперация и коммуникация являются базовыми для проблематизации. -Проблема как единица трансляции и межпрофессиональной коммуникации. -Минимально необходимым компонентом организации экспериментальной жизни может стать ход на решение проблемы согласования интерпретаций полученных из «внутренней» позиции (деятеля) и интерпретаций, полученных из «внешней» позиции (исследователя). -СМД-этика: анализ, критика и развитие собственных средств, отслеживание норм методологической работы, проблематизация заказчика (Б.В. Сазонов)
Устройство экспериментальной жизни -совместная деятельность и мышление, где человек сможет делать себя другим для разрешения проблемной ситуации, становясь, как минимум, соразмерным миру; -вовлечение в совместное действие с последующей рефлексией; -смыслопорождение; -распредмечивание и опредмечивание; -практика как способ самоограничения.
Образовательная мастерская «Триптих» -Рассчитана на возраст участников от 14 лет и может охватить от 25 до 40 человек одновременно. -Участники делятся на три группы (по 5-7 чел.). Задание состоит в следующем: тремя командами надо сделать триптих, так чтобы три изображения подготовленные группами составляли единое целое, говорящее о том, какова миссия сети, коалиции, организации, команды (тема может быть изменена и затрагивать специфику момента). Обсуждать замысел триптиха могут капитаны групп так, чтобы другие участники не слышали их обсуждения. Капитаны в своих группах также обсуждают замысел триптиха, и выполнение своей части работы. Изображение делается на листах формата А-1 методом аппликации. Работа занимает около двух часов и 40 минут происходит обсуждение совместной работы. Данное упражнение наглядно демонстрирует, насколько слаженно работают участники, и позволяет, как продемонстрировать проблему отсутствия командной работы, так и содействовать ее появлению.
Результаты «Триптих» позволяет проблематизировать имеющуюся коллективную работу, задавать новый формат, культивирующий партнерство и внимательность к коммуникации. Эта технология может быть легко передана, результаты наглядны, впечатления незабываемы. Наблюдение. Хронометраж работы над выполнением задания показывает, что примерно 70% времени уходит на планирование работы и только 30 % на ее выполнение. Для тех организаций, которые не обременяют себя планированием, это упражнение наглядный урок для переосмысления своего подхода.