Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010
Представления о схемах у Платона и Г.П.Щедровицкого Схемы создаются как предварительное условие познания; позволяют решить определенные проблемы; задают основные характеристики объекта изучения, подводят нас к нему, но только подводят, собственно изучение этого объекта разворачивается в сфере философского или научного познания, однако, часто только на схемах мы может нащупать основные характеристики объекта, который мы исследуем; обеспечивают понимание и практическое действие, выступая посредниками между практикой и наукой. 2
Центральная методологическая схема ПРОБЛЕМНАЯ СХЕМА ИДЕАЛЬНЫЙ СИТУАЦИЯ ОБЪЕКТ понимание действие (познание) 3
Предшествующие разновидности схем (1) СХЕМА ПРОБЛЕМНАЯ НОВЫЙ СИТУАЦИЯ ОБЪЕКТ ОБРАЗ 4
Предшествующие разновидности схем (2) С Х Е М А ПОНИМАНИЕ ДЕЙСТВИЕ 5
Цели методологии 1.Распредмечивание мышления 2.«Сборка», конституирование, нормирование мышления к реативная практика мышления «теории» мышления рефлексия Методологические РЕФОРМИРОВАННОЕ проблематизация СХЕМЫ МЫШЛЕНИЕ коммуникация Методологические схемы – это эскиз научно представленного мышления 6
Особенности методологической работы и мышления Коллективное мышление Установка на общезначимость, оперативность и модельность в духе естественной науки Рефлексивный характер Методологу важна самоорганизация и самоопределение с указанием для других своей работы и понимания 7
Каким образом учитываются эти особенности? Дефицит «семинарского времени» коллективного мышления вкупе с установками на общезначимость и оперативность разрешаются за счет схематизации. В методологические схемы в той или иной форме вносится указание на позицию и понимание самого методолога. «Схемы знаний содержательно-генетической логики и теории мышления построены принципиально иным, нетрадиционным образом… А именно: схемы знаний содержательно-генетической логики и теории мышления вставляют процесс понимания и интерпретации внутрь самой схемы, кардинальным образом меняя способы работы со схемами… за счет такой прорисовки я могу формализовать свою работу, свое мышление, свою мыследеятельность, сделать ее объектом и применять к ней следующую мыследеятельность. Т.е. я фиксирую в ней не только объект, но и свою собственную работу и превращаю ее в объект своей мысли и мыследействования.» Щедровицкий Г.П. Понимание и интерпретации схемы знания // Кентавр , 1 8
Этапы эволюции методологических схем 1.Схема «форма – содержание» первоначально вводилась А. Зиновьевым и Г. Щедровицким в контексте критики формальной логики и необходимости выразить идею развития мышления. 2.Трансформация этой схемы под влиянием семиотики и критики сенсуалистического понимания мышления, когда схема «форма – содержание» была истолкована как схема «знаковая форма – связь значения – объективное содержание». 3.Схема «знаковая форма – связь значения – объективное содержание» и исходная схема «форма – содержание» были уточнены, а фактически переосмыслены на основе многоплоскостных схем замещения (при этом удалось реализовать идеи развития и деятельности). Появилась новая схема – развитие знаний и мышления, заключающееся в переходе от одних плоскостей к другим. И так далее, вплоть до схемы знания, обсуждаемой Щедровицким в работе «Понимание и интерпретация схемы знания». 9
Этапы становления практики схематизации в ММК (1) Первая программа ММК Псевдогенетические исследования ПРОБЛЕМНАЯ СХЕМЫ МОДЕЛИ СИТУАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ 10
Этапы становления практики схематизации в ММК (2) Вторая и третья программы ММК Исследование-конституирование деятельности Принципиальные СХЕМЫ ПРОБЛЕМНАЯ СХЕМЫ практической СИТУАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДИ Методологические практики (в образовании, науке, проектировании, управлении) 11
Пространственные методологические схемы Пространственные схемы (шаг развития, ортогональных досок и др.) позволяют решать несколько важных задач: –вести анализ ситуации и феномена, интересующего методолога, помещая в разные топы их составляющие и предметные проекции (онтологический и эпистемологический план), –имитировать трансформацию этих составляющих, проекций и всего целого, –синтезировать (конфигурировать) трансформирующиеся единицы в целое развивающейся деятельности, –фиксировать позицию самого методолога (на основе этих трех моментов строится оргдеятельностный план). Эти схемы позволяют соединить знание с действием, направленным на изменение ситуации и объекта, исследование соединить с проектированием. 12