Институционализация методологического мышления (ММ) Вадим Розин Институт философии РАН Институционализация ММ – это вопрос о дальнейшем развитии и судьбе методологии
Современные вызовы для методологии Потребность в методологическом обеспечении самых разных сфер и областей деятельности. Становятся нетерпимыми «интеллектуальный сепаратизм» и автономия, разрушающие и мышление и деятельность. Осознаются негативные последствия изменений, основанных на плохой методологии. Острая нужда в построении методологии социальных наук, как ответ на катастрофические проблемы и вызовы современности 2
Общие характеристики методологии Миссия методологии: а) перестройка неудовлетворительных форм и способов мышления, б) создание условий, позволяющих решать принципиально новые проблемы и задачи,в) поддержание культуры мышления. Мышление в методологии понимается: как дискурсивная мыслительная практика (рассуждения, доказательства, построение схем, понятий, идеальных объектов и пр.); как правильные способы дискурсии, не приводящие к противоречиям и другим затруднениям, позволяющие эффективно решать мыслительные проблемы и задачи; как осознание (концепции) мышления.
Двойной продукт методологической работы 1.развитие мышления и деятельности 2.формирование интеллектуальной технологии Живая методологическая работа уникальна, креативна и изменчива, тесно связана с личностью методолога и методологическим сообществом, с вызовами времени. Она не может быть институционализирована. Интеллектуальная технология может быть отделена от живой методологической работы, организована по законам социального функционирования, ассимилирована в науке, инженерии, педагогике и т.д. 4
Состав интеллектуальной технологии 1. Дискурсы (методы) мышления (естественнонаучные, гуманитарные, методологические реконструкции и т.д.). В этой связи нужно вернуться к теме - «содержательная логика» как раздел методологии. 2. Средства мышления (схемы, понятия, подходы, рамки, типы знаний и пр.). Образцы мышления.
Принципы и границы Важнейший принцип методологии контроль за правильностью самой методологической мысли, предполагающий, с одной стороны, её рефлексию, анализ и оценку, с другой демонстрацию и разъяснение этой мысли заинтересованным субъектам, с третьей стороны, определенное изменение, перестройку собственной мысли. Опора в решении методологических проблем и задач, с одной стороны, на современные интеллектуальные технологии (проектирование, программирование, сценирование, управление, построение схем и т.д.), с другой на научное изучение мышления. Как границу должен учитывать он и то, что мышление это не только конструкция методолога, но и органическое образование, на становление которого оказывают влияние вызовы времени, установки мыслящей личности, условия коммуникации, способы использования знаний и ряд других слабо контролируемых моментов
Две трактовки методологического мышления Первая, по ГП, по сути, ориентирована на уходящий тип социальности. ММ по Щедровицкому – это самоорганизация методологической работы, включающая рефлексию, мышление и внутреннюю методологическую коммуникацию. Развитие здесь понимается, как происходящее под влиянием преимущественно самой методологии.
ГП: «Осуществляется полный отказ от описания внешнего объекта. На передний план выходит рефлексия, а смысл идеи состоит в том, чтобы деятельно творить новый мыследеятельный мир и вовремя его фиксировать, и это для того, чтобы снова творить и снова отражать, и чтобы снова более точно творить…идет не изучение внешнего объекта, а непрерывный анализ и осознание опыта своей работы» «Система методологической работы создается для того, чтобы развивать все совокупное мышление и совокупную деятельность человечества напряжение, разрыв или проблема в мыследеятельности не определяют еще однозначно задачу мыследеятельности; во многом задача определяется используемыми нами средствами, а средства есть результат нашей испорченности, нашего индивидуального вклада в историю, и именно они определяют, каким образом и за счет каких конструкций будет преодолен и снят тот или иной набор затруднений, разрывов и проблем в деятельности»
Вторая трактовка ММ ориентирована на становящийся современный тип социальности. Отсюда требование опосредования методологической работы со стороны культуры (вызовов времени и того, что реально получается в результате методологической работы), исследования мышления, внешней коммуникации (серьезного отношения к критике и чужой истине), адекватного вхождения в предметную область (учет фактов, ощущение предмета).
Характеристики традиционного социального института 1.Институт – это способ социального существования деятельности человека (общества), т.е. характеристика социальности. 2.Институт выполняет определенные функции (разрешает социальные проблемы), причем способами, доступными для пользователей. 3.Институт устойчиво воспроизводится, а следовательно, существует в какой-то мере осознанный, нормированный и транслируемый способ пользования институтом. 4.В ходе становления институт консолидирует своих «пользователей» (определенные заинтересованные в этом институте популяции), предлагает способы решения стоящих перед ними проблем. 5.Воспроизводство институтов предполагает их осознание: рефлексию их функций (миссии), схемы института, отношений с другими институтами, описание основных процедур и пользователей, выяснение отношений с другими институтами, претендующими на сходные функции. 6.Институт - орган и элемент существующей культуры.
Новый социальный институт 1. Находится в становлении. В этой связи необходимо различать процессы институционализации и процессы функционирования сложившегося института. 2. Традиционные характеристики института отходят на второй план, а на первый выдвигаются системные, сетевые и полевые. 3. Все характеристики традиционного института требуют переосмысления.
Процесс институционализации методологического мышления 1.Формирование «института прикладной методологии», специализирующегося на интеллектуальной методологии, т.е. конституировании образцов (кейсов) ММ, средств и дискурсов ММ. 2.Социальный поворот методологии: построение методологии социальных наук (работа, аналогичная той, которая была проделана относительно естественных и гуманитарных наук). 3. Создание инфраструктуры ММ: семинары, издания, сайты, обучение, наставничество, игры, чтения и конференции и пр. 12