1 Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского Края Развитие энергетического комплекса Пермского края в среднесрочной перспективе Пермь, декабрь 2009
2 Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского Края Современное состояние энергетического комплекса Пермского края Энергетический комплекс Пермского края: Протяженность электрических сетей - 60 тыс. км. Установленных генерирующих мощностей - 6,1 тыс. МВт (в РФ тыс. МВт). До 25% электрической энергии экспортируется. Максимум потребления в 2008 г. около 3700 МВт. Выработано: в 2008 году 32,1 млрд. кВт.ч электроэнергии, за первое полугодие 2009 года – 14,5 млрд. кВт.ч. Потреблено в крае: в 2008 году 24,03 млрд. кВт.ч, за первое полугодие 2009 года – 10,9 млрд. кВт.ч
3 Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского Края Энергопотребление за 10 месяцев в 2009 году ниже 2008 года на 11,3 %
4 Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского Края Развитие генерации (Шестилетняя программа) ОбъектКомпанияМощность, МВт Откорректированный план ввода Березниковско-Соликамский узел Яйвинская ГРЭС, ПГУ-400ОАО «ОГК-4» г. Пермская ГРЭС, ПГУ-800ОАО «ОГК-1» г. Пермско-Закамский узел ТЭЦ-14, Т-35/55ОАО ««ТГК-9» г. ТЭЦ-13, ГТУ-16ОАО «ТГК-9»162009г. ТЭЦ-6, ПГУ-122ОАО «ТГК-9» г. ТЭЦ-9, ПГУ-150ОАО «ТГК-9» г. Камская ГЭСОАО «Гидро-ОГК» гг. Генерирующие мощности блок-станций промышленные предприятия 160Введено 44 МВт, 25,8 («Уралкалий»-2010г) 90 Мвт ВСЕГО МВт 1040 МВт
5 Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского Края Развитие электрических сетей (Шестилетняя программа) ОбъектКомпанияМощность, протяженность Откорректированный план ввода Сети напряжением 500 кВ в т.ч.: ВЛ «Северная – БАЗ» ОАО «ФСК ЕЭС» 220 км 2010г. Вторая АТГ- 500/220 на ПГРЭС ОАО «ОГК-1»800 МВА 2014г. Сети напряжением 220 кВ, в т.ч.: ПС «Соболи» ОАО «ФСК ЕЭС» 500 МВА 2009г. ПС «Космос» ОАО «АВИСМА» 500 МВА 2010г. ВЛ «Соболи – ПГРЭС» ОАО «ФСК ЕЭС» 2х100 км 2010г. Сети напряжением 110/35 кВ, в т.ч.: 14 ПС- 110 и ПС- 35 кВ «Пермэнерго» («МРСК Урала») 661 МВт, 150 км 224 МВА, 6 ПС, 62 км ЛЭП 132 МВА, 3 ПС, 43 км ЛЭП 305 МВА, 45 км
6 Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского Края Основные положения энергетической политики края в среднесрочной перспективе (до 2012 года) Правительство края считает необходимым безусловное выполнение шестилетней программы в части перечня объектов. Большинство крупных предприятий края снизило объемы производства, снизилось энергопотребления (вместо ожидаемого роста). Сроки ввода энергетических объектов откорректированы с учетов реальных темпов роста энергопотребления и заявок потребителей. Правительство Пермского края предпринимает меры по снижению темпов роста тарифов на тепловую и электрическую энергию в Пермском крае в интересах потребителей края, что ведет к существенному сокращению инвестиционных программ энергетических компаний. Во исполнение постановления Правительства РФ от 17 октября 2009 г. 823 ежегодно разрабатывается «Программа перспективного развития электроэнергетики Пермского края». Важнейшее значение приобретает энергосбережение и эффективное использование имеющихся энергоресурсов. Преимущество приобретают предприятия, имеющие собственные эффективные источники энергии. В условиях ограниченности ресурсов повышается роль координирующих органов: - Штаба по обеспечению безопасности электроснабжения Пермского края (см. распоряжение губернатора Пермского края от р), - Совета по энергетике Пермского края (см. Постановление Правительства Пермского края от п).
7 Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского Края Полнота учета негативных факторов в проектах «малой» и «альтернативной» энергетики Проект АИЭЭ должен учитывать на только стоимость энергетической установки, но также: стоимость обеспечивающей инфраструктуры: вода, канализация, подъездные пути и т.п., затраты на компенсацию экологического воздействия, налоги, арендную плату, эксплуатационные расходы за весь жизненный цикл, реальную степень загрузки (наличие потребителей) с учетом сезонности, времени суток, и т.д., влияние погоды, климата на энергетический ресурс (ВИЭ), необходимость резервирования для обеспечения надежности и т. д.
8 Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского Края Проблемы перехода на децентрализованное электроснабжение P1 Pa1=P1 P1 Pa2=P1 P2=P1 Pn
9 Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского Края Пример представления информации по энергоэффективности
10 Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского Края Благодарю за внимание
11 Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского Края Проблемы энергоснабжения в крае: Ограничения в доступе к сетям, отказ в технологическом присоединении в отдельных энергетических узлах. Угроза введения ограничений потребления электрической энергии и мощности в период зимнего максимума потребления и летнего снижения выработки ТЭЦ. Низкое качество электрической энергии в части бесперебойности электроснабжения для промышленных потребителей с современными технологическими комплексами. Низкое качество электрической энергии в части уровней напряжения для ряда территорий из-за большой протяженности сетей 10-0,4 кВ.
12 Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского Края Некоторые причины низкой энергоэффективности Относительная низкая стоимость энергетических ресурсов не стимулирует интерес потребителей к энергосбережению, Отсутствие заинтересованности поставщиков в снижении стоимости услуги (сложилось исторически), Высокие «коммерческие» потери (неоплата потребленной энергии – т.е. воровство или отсутствие учета), Низкая плотность размещения потребителей – большие затраты на транспорт энергии (сложилось исторически), Большие потери в транспортных сетях в связи с их плохим состоянием (историческое наследство), Особенности российского менталитета – кто-то должен о нас заботиться, Неразвитость рынка малой и альтернативой энергетики. Высокая стоимость оборудования, отсутствие или высокая цена сервисных услуг, низкий уровень популяризации внедрения. Законодательство скорее тормозит, чем способствует широкому внедрению малой и альтернативной энергетики, Нет реальных механизмов стимулирования энергосбережения.