Отдел образования Администрации Ленинского района Презентация инновационной деятельности образовательного комплекса Ленинского района города Екатеринбурга 2-й этап XVII Городских Педагогических чтений 17 апреля 2012 г., УрО РАО
Отдел образования Администрации Ленинского района Современные подходы к формированию инновационной образовательной среды учреждения: новые цели и ценности Сиденко Алла Степановна, к.п.н., профессор, директор издательского дома, главный редактор журнала «Инновации и эксперимент в образовании» 17 апреля 2012 г., УрО РАО
Отдел образования Администрации Ленинского района Образовательный комплекс Ленинского района – сеть инновационно- активных школ: опыт инноваций, комплексный подход к развитию инновационной культуры педагога Беруашвили Елена Зауровна, начальник отдела образования Администрации Ленинского района, к.п.н., 17 апреля 2012 г., УрО РАО
Отдел образования Администрации Ленинского района лицеи 3, 159 и 173, гимназии 5, 70, 120 и 161, школы с углубленным изучением отдельных предметов 10 и 140, детские сады 46 и 465, Дом детского творчества Ленинского района. Общая сумма грантов, полученных для реализации инновационных проектов составила 9 млн 200 тысяч рублей. Победители Приоритетного национального проекта «Образование» федерального и регионального уровня
Отдел образования Администрации Ленинского района Инновационное образовательное пространство Ленинского района формирование единого «инновационного языка» управление инновационными процессами
Отдел образования Администрации Ленинского района Сеть инновационно-активных школ УрО РАО: ОУ 3, 5, 10, 65, 85, 93, 109, 120, 140, 154, 159, 161 ДДТ Ленинского района ДОУ 46 Отдел образования Сеть региональных и городских инновационных площадок и опорных центров Инновационное образовательное пространство Ленинского района
Отдел образования Администрации Ленинского района Критерии эффективности инновационной деятельности стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив; высокий уровень качества образования; значительный воспитательный потенциал; корпоративный дух педагогического коллектива; авторитет образовательного учреждения в сообществе
Отдел образования Администрации Ленинского района Результативность отдел образования, лицеи 3, 109 и 159, школа 140 с углубленным изучением отдельных предметов получили статус федеральных экспериментальных площадок, гимназия 161 и школа 181 – победа во Всероссийском конкурсе образовательных технологий «Лучшая школа XXI века»
Отдел образования Администрации Ленинского района Комплекс условий продуктивное профессиональное обучение педагогов конкретизированная система профессиональной подготовки систематическое управление процессом гибкая система мотивирования персонала на повышение профессионального мастерства
Отдел образования Администрации Ленинского района Проект непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогов трехуровневая система мотивов, являющихся движущим и определяющим фактором в деятельности Третий уровень – согласование темы собственного исследования с основными направлениями развития школы – самовыражение (работа в рамках направления инновационной деятельности школы) Второй уровень – признание и самоутверждение – потребность в непрерывном самообразовании (магистратура, второе высшее образование) Первый уровень - появление потребности в причастности и принадлежности (участие в НПК разного уровня, диссеминация опыта: семинары, мастер-классы, круглые столы, педагогические мастерские, коллоквиумы и т.п. )
Отдел образования Администрации Ленинского района Диссертационные исследования обучение в магистратуре и защита магистерских диссертаций (56); Профессиональная переподготовка по направлению «Менеджмент в образовании» – 22 руководителя и их заместителя Повышение квалификации на базе НОЦ Ленинского района (154 человека)
Отдел образования Администрации Ленинского района Результаты реализации проекта «Непрерывное профессиональное развитие педагога» 68% повысили квалификацию по вопросам внедрения ФГОС и ФГТ; 73% педагогов перешли в статус активных пользователей ИКТ, разработав ЦОР; Областной конкурс на соискание премии губернатора Свердловской области в номинации «Учитель» - 1 место, Ушакова Елена Евгеньевна, учитель МБОУ гимназии 161, грант 300 т.р. Городской конкурс «Учитель года» - Тришкина Е.В., МБОУ лицей 159, грант 30 т.р. Городской конкурс «Лидер в образовании» - Беруашвили Е.З., Лежнина Т.В., Соломеин Н.Н., Ипполитова В.А., Дерягина Е.Е., Журавлева А.В., Журавлева М.А., Бессонова М.В. Городской конкурс «Лучшая методическая служба» - МО учителей биологии МБОУ лицей 3, призер.
Отдел образования Администрации Ленинского района Реализация модели Базовые площадки подпроекта «Одаренные дети»: МБОУ лицей 3, МБОУ СОШ 64, МБОУ СОШ 65 с УИОП, МБОУ СОШ 85 Городские опорные центры: МАОУ СОШ 140, МБОУ гимназия 161, МБОУ гимназия 120 Городской ресурсный центр профильного обучения и предпрофильной подготовки: МБОУ лицей 159 Городской центр дистанционной поддержки образовательного процесса: МБОУ СОШ 175
* Цель - создание системы социального партнерства различных структур для формирования устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению психофизического и нравственного здоровья дошкольников, школьников и студентов, а также родителей и педагогов образовательных учреждений Ленинского района.
Отдел образования Администрации Ленинского района Задачи конкурсов инноваций выбор лучших разработок с обоснованными результатами исследований и подготовленными рекомендациями по использованию материалов в образовательном процессе; предоставление возможности широкой общественности познакомиться с достижениями педагогов образовательных учреждений в области инновационной педагогической деятельности; создание условий для стимулирования педагогических работников, способных эффективно развивать научно- практическое знание, создавать новые или усовершенствованные технологии; корректировка понимания инновационной деятельности в соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями развития отрасли «Образование» в целом.
Наименование ОУ, проектРезультативность «Система развивающего обучения в основной школе, направленная на формирование метапредметных ключевых компетентностей». МБОУСОШ 65 с УИОП Всероссийский конкурс «Качественное образование – будущее нации». Диплом Национальной премии «Элита Российского образования» «Организация образовательного процесса на основе проектно-исследовательских индивидуализированных форм учебной деятельности». МБОУ лицей 109 Победитель городского конкурса «Инновации в образовании 2009 года; лауреат Национальной премии «Элита Российского образования» в номинации «Лучший инновационный проект – 2009» «Создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей развитие способностей учащихся к продуктивной деятельности и конструктивному жизненному самоопределению». МБОУСОШ 93 Лауреат Всероссийского конкурса «Управление современной школой» в номинации «Система, структура и технологии управления современным образовательным учреждением» (2010) Золотая медаль Национальной премии в области образования «Элита российского образования». Дипломант XIV межрегиональной специализированной выставки «Образование от А до Я. Карьера» 2012 Модель компетентностного образования в условиях школы полного дня: внедрение ФГОС 2- го поколения. МАОУ СОШ 140 с УИОП Победитель ПНПО Разработка, апробация и внедрение новых образовательных технологий в рамках внедрения новых ФГОС и ФГТ
Инновационная школа как полноправный социальный партнер: устойчивые модели сетевого взаимодействия учреждений образования, других учреждений социальной сферы, науки и экономики Наименование ОУ, проектРезультативность Комплексная Программа социального партнерства «От ДОУ к ВУЗу», все МОУ района Районная инновационная площадка Комплексная программа образования в Уральском регионе: научные основы развития и инновации Федеральная экспериментальная площадка (ОУ 3, 5, 10, 65, 85, 93, 109, 120, 140, 154, 159, 161, ДДТ, ДОУ 46, РОО)
Наименование ОУ, проектРезультативность Создание открытой социально-образовательной системы дошкольного образовательного учреждения как условие развития личностного потенциала всех субъектов образовательного процесса. МБОУ 21 Городская инновационная площадка Создание инновационной образовательной среды на основе модели компетентностно- ориентированного образования по формированию культуры здорового образа жизни. МБОУ СОШ 17 Городская инновационная площадка Управление развитием системы оценки качества образования. МБОУ гимназия 120, 161 Городская сетевая инновационная площадка, Городской опорный центр Управление развитием организационной образовательной системы школы. МАОУ СОШ 140 с УИОП Городская сетевая инновационная площадка, Городской опорный центр Управление развитием дистанционной поддержки учебного процесса. МБОУ СОШ 175 Городская сетевая инновационная площадка, Городской опорный центр Обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями
Наименование ОУ, проектРезультативность Модель работы с одаренными детьми. МБОУ лицей 109, ОУ 3, 64, 85, 161 Диплом 1 степени во Всероссийском конкурсе инноваций Обеспечение доступности образования высокого качества: системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью Непрерывное профессиональное развитие педагогов с целью повышения инновационной культуры Наименование ОУ, проектРезультативность Комплексная Программа социального партнерства «От ДОУ к ВУЗу», все МОУ района Районная инновационная площадка «Формирование и развитие лицейской педагогической системы экологически ориентированной образовательной среды». МБОУ лицей 3 Победитель Всероссийского конкурса инноваций по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовании», золотая медаль «Элита российского образования»-2010 Поливариантная модель образовательной среды как ресурс развития участников образовательного процесса. МБОУСОШ 10 с УИОП Победитель ПНПО Системный подход к оценке качества образования в условиях многопрофильной школы. МБОУ лицей 159 Победитель ПНПО (регион). Городской ресурсный центр по профильному обучению. Победитель Всероссийского конкурса «Управление современной школой» в рамках III Всероссийской педагогической Ассамблеи «Достояние Образования» (I место). Награждены нагрудным знаком «Достояние Образования». Непрерывное развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях современной информационно-образовательной среды. МБОУСОШ 55 Районная экспериментальная площадка
Наименование ОУ, проектРезультативность Информационно-образовательная среда учреждения как средство. МБОУ гимназия 161, МБОУ лицей 159 Победитель ПНПО Формирование информационно-образовательной среды учреждения Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Наименование ОУ, проектРезультативность Психолого-педагогическое сопровождение и создание условий для развития детской одаренности Базовая опорная площадка подпроекта «Одаренные дети». Победитель городского конкурса «Лучшее образовательное учреждение» Практика государственно-общественного управления школой Наименование ОУ, проектРезультативность МБОУ 17, 161, ДОУ 553Победители городского конкурса «Лучшее образовательное учреждение» , 2012 гг.
* инновационный продукт работает на опережение и позволяет оптимизировать систему образования
* Новизна продукта * Достаточная степень обоснованности продукта * Практическая значимость продукта * Технологичность * Эффективность * Востребованность * Возможность использования в массовой практике * Качество оформления материалов
* Новизна * Технологичность * Эффективность использования
* 45% - мастерские, методы; * 23 % – просто что-то новое; * по 16% – 1) «любые новые методы, средства, реализуемые программы, направленные на улучшение качества образования»; 2) «появление в ОУ новых технических средств»; * 11 % – «применение новых способов работы на ранее придуманном, старом материале»; * 7 % – «никогда ранее не используемое, внедряемое для удовлетворения социального заказа»; * 6 % – «повышение квалификации педагогов»; * 5 % – «любое нововведение для отдельно взятого коллектива»; * 4 % – «необходимость мотивировать коллектив, чтобы стимулировать педагогов к внедрению в образовательный процесс»; * 3 % – «социализация детей»; * по 1 % – 1) «все, что выходит за рамки стандартов образования», 2) «новые отношения в педагогическом коллективе».
* «инновация» – «новые технологии», «новые методы», «новые способы» * «инновация» – (in-в, novus-новый, лат.) – это нововведение
* «Инновация» – это «конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» * «Инновационная деятельность - «вид деятельности по воспроизводству поисковых, фундаментальных и прикладных исследований, проектных работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта»
* Суть инновационной деятельности - не использование новых технологий, а процесс их создания, апробации и внедрения, результат - продукт, способный к передаче другим образовательным учреждениям
* Проекты лицея 3, лицея 109, школы 93, школы победителей Всероссийского конкурса инновационных продуктов «Качественное образование – будущее нации», которые награждены золотой медалью «Элита Российского образования» * Проект лицея 159 – победителя Всероссийского конкурса «Управление современной школой», награжденный нагрудным знаком «Достояние образования»
* «Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат». Сенека
* Во-первых, выбор тематики инновационной деятельности должен соотноситься с регламентирующими федеральными, региональными и муниципальными документами по стратегии развития образования. * Во-вторых, необходимо единое открытое информационное пространство о направлениях и результатах инновационной деятельности образовательных учреждений, что позволит, выбирая тему для создания новшеств, учесть опыт коллег, работающих по избранному направлению. Здесь необходимо обратить внимание на эффективность работы сайта информационно-методического центра и образовательных учреждений, где необходимо представлять основные направления и результаты инновационной деятельности. * В-третьих, нужны программы повышения квалификации, которые развивают навыки исследовательской деятельности педагогов. * В-четвертых, необходимо выстраивать новые механизмы взаимодействия педагогов-практиков и представителей научного сообщества.
* Коучинг - роль научного руководителя ОУ - стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности педагоги смогли сами находить и получать необходимые знания, а также могли применять эти знания в исследовательском процессе. * «Мы более похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом», – сказал Джон Уитмор, один из основателей коучинг- менеджмента.
* Рождает инициативу, * Позволяет провести рефлексию своей деятельности, * Помогает создавать ситуацию успеха, которая способствует профессиональному и личностному развитию педагогов. * «Лучше целить в совершенство и промахнуться, чем целить в несовершенство и попасть» (Т. Дж. Уотсон-старший, первый президент компании IBM).
Отдел образования Администрации Ленинского района Образовательный комплекс Ленинского района – сеть инновационно- активных школ: опыт инноваций, комплексный подход к развитию инновационной культуры педагога Начальник отдела образования Администрации Ленинского района, к.п.н., Э.З. Беруашвили 17 апреля 2012 г., УрО РАО