Выполнила: Пономарева Елена Студентка 3 курса Группы СРБ-3
Управление - необходимый вид деятельности. Оно осуществляется руководителем или менеджером. Обычно руководителя характеризуют по его роли в организации. В социологии роль определяется как поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенное положение и обладающего определенным статусом. Руководитель занимается управлением - это его основная функция. Управление нередко рассматривают как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.
Руководителей традиционно делят на группы Технологический уровень Управленческий уровень Институционный уровень Занимаются разработкой долгосрочных планов, установлением целей, изменениями политики организации, ее связями с другими организациями. Координирует работу внутри организации, согласовывая разные формы деятельности. Ежедневно осуществляющиеся операции и действия.
Высшее звено Среднее звено Низовое звено Эти группы соответствуют 3 уровням управления:
Рассмотрим характеристики каждого уровня. Руководители низового звена. Руководители низового звена, или первого ранга имеют много общего независимо от того, в какой сфере они работают. Руководители этого ранга выполняют следующие функции: осуществляют контроль за выполнением производствен ных заданий; постоянно поучают информацию о ходе выполнения заданий; распоряжаются выделенным им сырьем и оборудованием, несут ответственность за его сохранность; распределяют задания среди работников.
Руководители этого ранга занимают должности, имеющие следующие названия: мастер, бригадир, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, старший специалист и т.д. Этот уровень управления присутствует во всех организациях. В среднем срок выполнения заданий руководителем такого уровня небольшой - около 2-3 недель. Как правило, этим руководителям в основном приходиться общаться со своими подчиненными, что требует от них соответствующих качеств, которые должны учитываться при приеме на работу.
Руководители среднего звена. В большой организации, имеющей несколько уровней управления, может быть и несколько уровней руководящего среднего звена. Чаще всего их 2 - верхний и низший. К этим должностям относятся: заведующий отделом, декан в общеобразовательном учреждении, директор филиала, менеджер, армейские офицеры от лейтенанта до полковника. Руководители этого ранга возглавляют крупные подразделения организации, например отдел.
Руководители среднего звена выполняют следующие функции: - выполняют работу руководителя высшего звена, если этой должности переданы соответствующие полномочия; - принимают решения по работе своего подразделения; - определяют возникающие проблемы, выносят их на обсуждение; - организуют разработку предложений по улучшению работы; - подготавливают информацию для вышестоящего руководителя и для своих подчиненных; - доводят решения вышестоящего руководителя до своих подчиненных, реализуют их.
Руководители этого звена характеризуются тем, что они наиболее часто подвергаются перестановке, а их должности наиболее часто сокращаются, видоизменяются. Большая часть их рабочего времени проходит в переговорах с другими руководителями.
Руководители высшего звена Это самый малочисленный слой руководителей по сравнению с другими звеньями. В организации руководителей высшего звена всего несколько человек.
Общими для всех руководителей высшего звена являются следующие функции постоянно находятся в плену своих проблем и на работе и дома выполняют больший объем работ в высоком темпе; принимают важнейшие решения;
Бывают случаи ухудшения работы руководителей. Это нередко связано с разными вещами. Следует учитывать характеристики, показывающие начало деградации руководителей. К ним нередко относят: 1) основным мотивом занятия вышестоящей должности является получение высокого жалования; 2) руководителя начинают больше всего волновать «символы» его должностного положения; 3) руководитель теряет интерес к улучшению положения своих подчиненных и заботится только о себе; 4) руководитель отгораживается от коллектива, теряет общение с подчиненными, не проявляет интереса к информации; 5) руководитель начинает скрывать свои мысли и чувства от подчиненных; 6) руководитель утрачивает возможность видеть перспективу и перестает поддерживать предложения по изменению работы; 7 ) руководитель теряет веру в успех своего дела, перспективы фирмы.
1 тип: Человек- иголка 2 тип: Человек- ветвь По способности контролировать ситуацию, распоряжаться временем и управлять собственным стрессом различают 2 типа руководителей:
1 тип: Человек-иголка Характерным для этого руководителя является то, что его мысли и поступки определяются частными мероприятиями и мелкими задачами (иголками), которые сыплются на него. Планы, совещания, поездки часто меняются из-за того, что внезапно возникают другие срочные дела. Компетенция и эффективность сотрудников оцениваются сиюминутно, исходя из того, решены ли данным руководителем мелкие задачи в тот момент, когда о них спрашивают. Вклад сотрудников большей частью используется для того, чтобы участвовать в решении «горящих» задач начальника.
2 тип: Человек-ветвь Этот тип руководителя выделят время для решения важных задач, направленных на достижение главных целей. Мелкие дела выполняются в «окне» между большими делами. Совещания и поездки меняются редко. Руководитель четко представляет ключевые области своей деятельности. Руководитель и подчиненные одинаково оценивают степень важности задач и дел. В данном случае по результатам собеседования с сотрудниками отдела и самим руководителем, можно сделать вывод о том, что он относится к типу «Человек- иголка». Конечно, это в большой степени обусловлено недостатками планирования на более высоком уровне иерархии, но, тем не менее, необходимо дать несколько рекомендаций.
Руководитель должен стремиться к тому, чтобы внешние обстоятельства и внезапно возникшие дела не управляли им, он должен понимать, какое значение его собственное планирование имеет для возможностей сотрудников в реализации их планов.
Список использованной литературы: 1.Ладанов И.Д. «Практический менеджмент», 2001 г. 2. Вудкок М., Фрэнсис Д. «Раскрепощенный менеджер», 2004 г. 3. Ласкон М.Х. «Основы менеджмента», 2003 г.