Выполнила: Камалова Елена, ПИЭ, 1 курс Проверил: Шишков М.К. СГЭУ,2008 Общее и среднее машиностроение
Машиностроительный комплекс сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь, машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. Кроме того, в состав комплекса входит «малая металлургия» производство стали и проката на машиностроительных предприятиях. Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования хозяйства страны в целом.
Центры машиностроения со сложной структурой производства Преобладание металлоемких производств на местном сырье: ТулаБелгородТаганрогОрскПермь Нижний Тагил ЕкатеринбургЧелябинскКопейскНовосибирскКемеровоПрокопьевскНовокузнецк
Преобладание неметаллоемких производств на местном сырье: КировУфаОренбургЗлатоустЧелябинскТомск
Преобладание металлоемких производств на привозном сырье: АрхангельскПетрозаводскЯрославльТверьКоломнаВолгоградАстраханьГрозныйЧебоксары Набережные Челны БарнаулРубцовскБийскКрасноярск Усолье – Сибирское Иркутск
Преобладание неметаллоемких производств на привозном сырье: Санкт – Петербург МоскваКалугаРязаньКурскВоронеж Ростов – на – Дону КраснодарАрмавирВладикавказСаратовТольяттиСамараУльяновскКазань Нижний Новгород ТюменьКурганОмск Улан – Уде Чита
Факторы и особенности размещения отраслей общего и среднего машиностроения: Факторы и особенности размещения отраслей общего и среднего машиностроения: 1. Природные условия, география природных и сырьевых ресурсов. 2. Объемы капитальных вложений, источники их финансирования. 3. Специализация и уровень развития хозяйств экономических районов. 4. Базовый уровень развития науки и техники. 5. Пути сообщения и транспортная сеть. 6. Трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации. 7. Форма организации производства. 8. Масштабы и структура потребления продукции. 9. Транспортабельность сырья и готовой продукции. 10.Экологическая обстановка в регионе».
Машиностроение тяжелое (производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно – прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов). общее (производство технологического оборудования для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, с/х машины). среднее (производство автомобилей, самолетов, металлорежущих станков, тракторов, технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической и медицинской промышленности).
Основные центры производства автомобилей: МоскваСаранскТольяттиУльяновск Набережные Челны ИжевскМиасс
Основные центры производства автобусов и троллейбусов: КурганЭнгельсСаранскПавлово
Основные центры производства судов: АрхангельскСеверодвинскВыборгПетрозаводск Санкт – Петербург Котлас Великий Устюг Сыктывкар Нижний Новгород ВолгоградАстраханьТюменьТобольск
Общее машиностроение (крупнейшие заводы) Рязань Ростов – на - Д Таганрог Красноярск Бежецк Омск Рубцовск Тула Сызрань Люберцы Курган Воронеж Новосибирск
Среднее машиностроение (крупнейшие заводы) Н. – Новгород Брянск Ульяновск Москва Ярославль Миасс Н. Челны Тольятти Ижевск Серпухов Елабуга Энгельс Голицыно Ликино Павлово Курган Краснодар Уфа Омск Тюмень С. – Петербург Челябинск Владимир Липецк Рубцовск Чебоксары Петрозаводск Смоленск Орел Пенза Воронеж
Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «Производство машин и оборудования» сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток ), млн. руб. - среднегодовая численность работников организаций, тыс.человек. 2003
Число действующих организаций (на конец года)
Рентабельность проданных товаров, продукции; процентов Индекс производства, в процентах к предыдущему году