Формы общественного контроля деятельности власти. Общественная экспертиза семинар по подготовке молодежной группы экспертов 6 марта 2007 г. г.Ростов-на-Дону
Что такое общественный контроль? Общественный контроль за работой органов власти представляет собой классическую демократическую процедуру. Эта процедура является одной из основ демократического устройства, необходимым условием «общественного договора».
«Общественный договор» и система общественного контроля «Общественный договор» - универсальный социальный контракт, устанавливающий «правила игры», по которым развиваются общество и экономика: Государство следит за соблюдением правил, используя для этого административные и экономические ресурсы. Государство отвечает за производство общественных благ, а также берет на себя часть социальных функций
«Общественный договор» и система общественного контроля Общество получает четкие ориентиры развития, в том числе и правила экономических отношений. Общество обязуется соблюдать установленные правила, совершая определенные обязательные платежи (налоги и сборы) в пользу государства. Разработка правил происходит через институт представительства (делегирование представителей во власть).
Кто контролирует власть? Граждане и их группы! Общественный контроль проявляется через действие институтов гражданского общества (СМИ и НКО) и политических партий. Общественный контроль заключается в ежедневном наблюдении граждан за работой избранных представителей (депутатов) и должностных лиц (чиновников)
Система общественного контроля Судебная власть Исполнительная и законодатель- ная власть НКО СМИ Политические партии Граждане Выборы Защита общественных интересов Информация
Черты общественного контроля Общественный контроль – добровольная деятельность граждан и институтов гражданского общества. При эффективном общественном контроле возможности государства и отдельно взятого чиновника нарушать «правила игры» существенно уменьшаются. Общественный контроль – способ обеспечения устойчивого развития социальной системы, механизм «обратной связи».
Черты общественного контроля В эффективном общественном контроле заинтересованы многие институты, прежде всего, само общество и государство. Общественный контроль – необходимый элемент демократии участия (прямой демократии), при которой граждане максимально широко участвуют в принятии управленческих решений.
Условия общественного контроля Доступ к информации Зрелость гражданского общества Разделение властей Независимый суд Отделение власти от собственности Свободные СМИ
Формы общественного контроля Систематический мониторинг деятельности органов власти e.g.: проект «Прозрачность законодательного процесса в России» (ЦРДиПЧ) Избирательный мониторинг деятельности органов власти e.g.: публикации «Не место для дискуссий» (Институт «Общественная экспертиза»), «Государственная Дума : портрет для избирателя» (ЦРДиПЧ)
Формы общественного контроля Общественное участие в принятии социально- значимых решений – действия людей, не состоящих в органах власти, посредством которых они пытаются повлиять на результаты деятельности органов власти 1) публичные формы: общественные слушания; консультативные органы; пикеты, митинги, демонстрации; распространение газет, листовок, плакатов; вовлечение представителей властей в публичные действия НКО, в т.ч. собрания, конференции, семинары; публикации в СМИ
Формы общественного контроля 2) экспертные формы: анализ проблем и процессов, в т.ч. в форме «общественной экспертизы»; разработка и предложение властям проектов правовых актов, программ и т.п.; общедоступное изложение проблем и путей их разрешения; мониторинг реализации принятых властью решений; использование социологических исследований; гражданское образование (в т.ч. представителей власти).
Формы общественного контроля 3) непубличные формы: письма представителям власти; сбор подписей; работа «общественных приемных», «горячих линий» и т.п.; контакты с представителями органов власти («гражданские переговоры»); обращения к представителям вышестоящих властей; обращение в контрольные и правоохранительные органы, к УПЧ; судебная защита общественных и частных интересов 4) формы прямого участия: государственный / муниципальный социальный заказ; совместные программы НКО и органов власти; фонды местного сообщества
Формы общественного контроля 5) косвенные формы: коалиции для воздействия на власть; формирование местных центров публичной политики; подготовка к продвижению во властные органы достойных лиц; привлечение достойных лиц, покинувших властные органы; использование выборов для влияния на решение проблем и характер отношений с властью 6) международные формы: обращения в ЕСПЧ, органы ООН; альтернативные доклады; обращения к международным правительственным организациям и НПО; обращения в правительства, к общественности и СМИ зарубежных стран
Результаты функционирования системы общественного контроля повышение открытости и подотчетности органов власти; снижение коррупции в органах власти; повышение эффективности деятельности органов власти; повышение доверия общества к власти; участие широкой общественности в управлении территориями; совместное решение социально- экономических проблем.
Результаты функционирования системы общественного контроля
Спасибо за внимание! Баранов Константин Андреевич председатель РРО ОМОБО «Молодая Европа», участник международного Молодежного правозащитного движения Контакты для связи: