Людвиг ван Бетховен. Симфония 3 «Героическая» Es-dur (ор. 55) 1804 г.
«Только здесь по-настоящему «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена, который в своих первых двух симфониях еще является не более, как хорошим последователем своих предшественников – Гайдна и Моцарта» П.И.Чайковский
История создания
Новизна эпическая масштабность; многообразие тем, эпизодов; насыщенность и многообразие образов
Композиция I часть - панорама героической битвы; II часть – траурный марш, посвященный памяти павших героев; III часть – преодоление скорби; IV часть – грандиозная картина в духе массовых празднеств французской революции.
I часть. Allegro con brio ГП – героическая тема (виолончели) ПП – 3 темы: 1 и 3 темы – лирические (деревянно- духовые); 2 тема – героико-драматический характер (струнные) Огромные масштабы разработки. Введение новой темы - темы светлой грусти. Серов назвал I часть симфонии «орлиным аллегро»
II часть. Marcia funebre (Adagio assai) Р.Роллан: «похоронный марш рисует картину гибели героя, «гроб которого несет все человечество». Жак Луи Давид «Смерть Марата»
II часть. Marcia funebre (Adagio assai) Сложная трехчастная форма I часть – минорная тема у скрипок II часть – трио (тема у духовых) III часть – реприза (фугато)
III часть. Скерцо (Allegro vivace & Trio) Трио написано в сложной трехчастной форме. Начальная тема трио – фанфары 3-х валторн (сигналы охотничьих рогов)
IV часть. Финал. Allegro molto Тему финала Бетховен уже трижды использовал: в музыке популярного танцевального жанра – контрданса, в финале балета «Творения Прометея» и в качестве темы для фортепианных вариаций ор.55
IV часть. Финал. Allegro molto Форма финала – двойные вариации 1 тема – таинственная; у струнных пиццикато 2 тема – народная, песенно-танцевальная (у гобоев и кларнетов) Центральный эпизод финала – 6 вариация (героический марш)