Абашин Николай Николаевич, первый заместитель директора ГУ ТФОМС граждан Иркутской области, кандидат медицинских наук доцент, кандидат медицинских наук
Типичные замечания 1. В медицинских организациях отсутствуют утвержденная постановлением Правительства Иркутской области Программа Модернизации здравоохранения Иркутской области на гг., нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регламентирующие данное направление работы. 2. Положения о порядке распределения средств (стандарты и доступность): - не пролонгированы на 2012 год; - не указано на что используются средства помимо оплаты труда персонала; - или указано, например, что 80 % средств на оплату труда с начислениями, а оставшиеся на лекарственные средства, расходные материалы (хотя эти направления по значимости равнозначны); - нет критериев оценки среднего медперсонала по стационару; - в критерии оценки не включены обоснованные жалобы пациентов по стационару. 3. Не документируется, каким образом происходит ежемесячное распределение средств персонально на работника. То есть, в Положении имеется перечень критериев, утвержденная методика распределения, в протоколе за N-й месяц, указано, что получено средств всего столько-то, Иванову начислено столько-то, Петровой столько-то. При этом, нигде не указано, каких результатов по каждому утвержденному критерию в отчетном месяце достигли Иванов и Петрова. Таким образом, не ясно на основании чего происходит дифференциация в оплате труда, насколько она объективна.
Типичные замечания 4. В протоколах заседания комиссий по распределению средств отсутствуют необходимые подписи ее членов. 5. На уровне отделений итоги ежемесячно подводят «подкомиссии», но их полномочия и состав не определены (это необходимо сделать либо в Положении о Порядке распределения средств либо отдельными приказами по мед. организации). 6. Допускаются случаи, когда протоколы по распределению средств касаются всех стимулирующих выплат, а не только средств по Программе Модернизации. При этом невозможно определить целевой характер их использования. 7. В медицинской организации должны быть подведены итоги реализации разделов Программы модернизации за 2011г., по которым она была включена в состав Программы, с оценкой исполнения мероприятий, динамикой показателей качества и доступности медицинской помощи (Например, внедрение таких-то стандартов в полном (неполном) объеме, установка и запуск оборудования, завершение ремонта, снижение дефектов медицинской помощи, обоснованных жалоб, сроков ожидания приема специалистов, улучшения лекарственного обеспечения пациентов и бытовых условий). Это можно рассмотреть на Медицинском Совете, общем планерном совещании (с оформлением протокола). 8. В медицинской организации должен быть план мероприятий по реализации Программы модернизации на 2012г., в т.ч., внедрению стандартов/повышению доступности. Например, предстоит внедрить в полном объеме такие – то стандарты для этого необходимо приобрести такое-то оборудование, обучить специалиста и т.д.
Типичные замечания 9.По результатам проверки СМО замечания к медицинским организациям: - Акты по МЭК не подписаны медицинскими организациями. Необходимо: - Назначить ответственное лицо за ведением документооборота по выставлению счетов, предоставление заявок на аванс и составлением актов сверки между СМО и МО; - Указать контактный телефон, адрес электронной почты; - Информацию предоставить в СМО в срок до г.
Типичные замечания по оформлению договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и дополнительных соглашений к ним 1. Номер и дата заключения договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС не соответствует указанному в дополнительных соглашениях номеру и дате договора на оказание и оплату мед помощи по ОМС, либо вообще нет ссылки на основной договор, стоит прочерк. 2. В дополнительных соглашениях не указаны даты их заключения. 3. В дополнительном соглашении (по модернизации) не указаны банковские реквизиты медицинской организации (лицевой счет, где открыт), либо указаны реквизиты счета по ОМС. Отсутствуют уведомления по реквизитам. 4. К соглашению о финансовых санкциях не приложены непосредственно размеры финансовых санкций. 5. Не указан срок действия договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. 6. На соглашении (фин. санкции) нет подписи главного врача (либо подписано не главным врачом, однако в преамбуле соглашения стоят ФИО главного врача) или печати. 7. Договор на оказание и оплату медицинской помощи не соответствует типовой форме договора утвержденной приказом МЗСР России от г. 1184н (зарегистрированном в Минюсте). 8. Нет уведомлений к договорам на оказание и оплату медицинской помощи в связи с уточнением типа медицинской организации и новых реквизитов счетов по ОМС (с 2012 года должны быть открыты лицевые счета в органах казначейства или в фин. органах).
Замечания по бухгалтерскому учету, выявленные в медицинских организациях в ходе рабочих встреч по вопросам внедрения стандартов и повышения доступности амбулаторной помощи 1. Не представлен приказ главного врача об организации отдельного аналитического учета средств на модернизацию по источникам и направлениям их использования. 2. Не организован должным образом бухгалтерский учет, в том числе: отдельный аналитический учет средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, по направлениям их использования: - достоверность отчетных данных не подтверждена данными бухгалтерского учета в нарушение приказа ФФОМС 240 от г., не представлены регистры бух. учета, составленные на основании первичных документов по поступлению и расходованию средств модернизации по лицевому счету; - при проверке расходования средств на оплату труда врачам-специалистам и среднему мед. персоналу установлено: либо расчетные ведомости не составляются, либо в представленных расчетных ведомостях не указываются должности медицинских работников, получающих стимулирующие выплаты. Начисление стимулирующих выплат должно производиться в первичных документах, регистрах бухгалтерского учета на основании приказов главного врача и протоколов комиссии по выплате стимулирующих выплат, которые также не оформлены должным образом. проверка расходования средств на приобретение лекарственных препаратов и расходных материалов показала: - допускается приобретение инструментария, приборов вместо расходных материалов для проведения диагностических обследований и лечебных мероприятий; - учет приобретаемых медикаментов ведется одной суммой по медикаментам в целом, а не по наименованиям лекарственных средств; - учет медикаментов и расходных материалов ведется вручную в таблицах, не представлен порядок бухгалтерского учета, - допускается кредиторская задолженность по медикаментам и расходным материалам, т.е. несвоевременная оплата при наличии средств на счете.
Задача 2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение. Мероприятие 1. Персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, возможность ведения электронной медицинской карты гражданина, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, а также внедрение систем электронного документооборота. Мероприятие 1.1 Персонифицированный учет оказания медицинских услуг, возможность ведения электронной медицинской карты Мероприятие 1.2 Запись к врачу в электронном виде Наименование прикладного программного продукта, разработанного Медицинским вычислительным центром г.Иркутска Количество медицинских организаций, использующих программные продукты Программный комплекс «Поликлиника», в т.ч.:144 - Модуль "Регистратура"111 - Расписание работы врачей на сайте ОМС Иркутской области67 - «Запись на прием к врачу через Интернет»24 - «Запись на прием к врачу через терминалы»8 - Модуль «Электронная медицинская карта»34 - Модуль «Дополнительная диспансеризация»66 - Модуль «Параклиника» (лаборатория, УЗИ, рентген и т.д.)54 - Модуль по работе с ДЛО104 - Программа «Связь с аптечными учреждениями»39 Программный комплекс «Заявка на ДЛО»106 Программный комплекс «Бюджетная заявка»86 Программный комплекс «Стационар»105
Спасибо за внимание