Конкурсные процедуры в рамках Национального проекта по образованию и их влияние на реформирование системы образования в России Т.Л. Клячко Директор Центра экономики непрерывного образования АНХ
Несколько цитат вместо введения Мысль изреченная есть ложь Ф. Тютчев Мысли в голову приходят изнутри Станислав Ежи Лец В одном марксизм безусловно прав – критерием истины является практика А.А. Зиновьев
Проектная деятельность Цель Текущее состояние Траектория движения Чертеж Задачи Сроки Ресурсы Коррекция
Проектная деятельность Цель (цели); Задачи; Сроки; Ресурсы; Мониторинг; Коррекция: цели, задач, сроков; Смена траектории движения
Национальный проект «Образование» Общее образование Цель (цели)? Задачи? Сроки? Мониторинг – хода выполнения Распределение ресурсов
Конкурсные процедуры: общее образование Конкурс чего? Педагогического мастерства; Педагогических технологий; Управленческих новаций; Процедуры? Роль педагогического сообщества; Роль экспертов; Роль общественности
НП «Образование» Цели и задачи: Повышение качества образования; Повышение эффективности; системы образования; Повышение конкурентоспособности системы образования; Повышение заработной платы Повышение кадрового потенциала системы образования (Кадры – учителя, ППС вузов)
НП «Образование» Сроки и ресурсы Повышение зарплаты в системе образования Повышение зарплаты в бюджетной сфере Цена вопроса 100 тыс. руб. * 10 тыс. чел. = 1 млрд. руб. в год 1 тыс. руб./класс * 678 классов*12 мес.= 8,1 млрд. руб. в год 1 млн. руб. *1 тыс. школ. = 1 млрд. руб. Повышение зарплаты в среднем в 2 раза 3,5 тыс. руб./ мес.*1,5 млн. чел.*12 мес. = 63 млрд. руб. в год
НП «Образование» Мотивы Отраслевая система оплаты труда Разные сроки повышения з/п в разных отраслях бюджетной сферы Повышение зарплаты поэтапно разным категориям работников в рамках одной отрасли Разные схемы повышения зарплаты разным категориям работников
НП «Образование» – введение отраслевой системы оплаты труда (Тюменская область) рублей Примечание: Без учета дополнительного финансирования в 2006 году в рамках федеральных грантов. В 2006 году мероприятий по оптимизации в отрасли не планируется. За счет введения отраслевой системы оплаты труда; 5-ти дневной учебной недели; сокращения избыточного персонала; пересмотра наполняемости классов-комплектов Дополнительное вознаграждение за классное руководство из федерального бюджета с учетом выплаты пропорционально фактической наполняемости классов в городской и сельской местности 47% - внутренние резервы отрасли 36% - увеличение бюджета 16% - увеличение бюджета За счет дополнительного финансирования из областного бюджета За счет поступлений от платных образовательных услуг
Реформирование системы общего образования – основные проблемы Возрастная структура учительских кадров 47% учителей предпенсионного и пенсионного возраста Размер пенсии – закрепление неблагоприятной кадровой структуры Квалификация учительских кадров Заработная плата молодых учителей Соотношение в коллективе «зрелых» и молодых учителей (их социальные и статусные позиции)
Конкурсные процедуры: общее образование Проблемы Как закрепить молодого учителя в школе? Типы конкурсов для молодых учителей Награды, премии и ресурсы Процедуры Прогноз последствий Какие типы карьеры есть для молодого учителя? Карьерный рост – профессиональные и социальные траектории Экономический и социальный статус учителя
НП «Образование» Высшее образование Цель (цели) Задачи Сроки Результаты
Высшее образование: основные проблемы Структура и качество подготовки не соответствуют потребностям рынка труда «Дешевый преподаватель». Снижение квалификации, кризис академической мотивации и морали Потеря инновационного потенциала государственных вузов Только 37,5% вузов выполняют какие-либо исследования и разработки Только 16,2% профессорско-преподавательского персонала участвуют в выполнении НИР 4,3% - доля вузов в общих затратах на науку в России Кризис университетского менеджмента Раздутая структура высшего образования, значительный разрыв в качестве подготовке между лучшими вузами и основной массой организаций высшего образования
НП «Образование» Высшее образование: цель проекта Создание ядра системы высшего образования, конкурентоспособного на национальном и международном уровне
Высшее образование: содержание проекта системообразующих 1. Формирование сети из системообразующих университетов- лидеров национального университета 2. Введение статуса «национального университета» научные исследования и разработки 3. Создание условий для вовлечения вузов в научные исследования и разработки оплаты труда 4. Значительное повышение в национальных университетах уровня оплаты труда самостоятельности 5. Расширение в национальных университетах академической и финансовой самостоятельности ответственности 6. Усиление ответственности за достижение высоких учебных и научных результатов независимой системы присвоения квалификации 7. Формирование независимой системы присвоения квалификации на базе квалификационных требований (компетенций), вырабатываемых профессиональными ассоциациями и государством в той части, где государство является работодателем национальных экзаменов 8. Формирование национальной системы контроля качества образования (инфраструктуры национальных экзаменов) на первом этапе на базе национальных университетов, с последующем включением в нее остальных вузов государственного планирования 9. Совершенствование системы государственного планирования подготовки специалистов по укрупненной структуре специальностей (бакалавриат), в тех случаях, когда государство выступает в роли работодателя или имеет основания для установления приоритетов подготовки
Высшее образование: конкуренция Высшие учебные заведения («массовое» высшее образование) Национальныеуниверситеты Конкуренция на международном рынке Конкуренция за право относиться к национальным университетам Конкуренция на внутреннем рынке Конкуренция на внутреннем рынке результате проекта конкурентная среда В результате проекта в российском высшем образовании будет создана конкурентная среда, стимулирующая повышение качества образования и научных исследований Конкуренция студентов за возможность продолжить обучение в национальных и иностранных университетах СПО СПО (технический бакалавриат) Доведение в перспективе числа национальных университетов до коренным образом изменит состояние профессионального образования в стране Иностранные университеты