Посредническая позиция учителя и школы как организационно-педагогические условия становления пробно-поисковых действий учащихся Долгова Л. М., директор МОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска
Актуальность исследования и основное противоречие Пробно-поисковое действие является единицей индивидуализации образования, позволяет достигать учащимся современных образовательных результатов: личностных, метапредметных, компетентностных. Ориентация на индивидуальные образовательные результаты: активность, инициативность, опыт, самостоятельность, вступает в противоречие с традиционными установками школы на обучение, трансляцию норм, действий по образцу и алгоритму, исполнительскую позицию.
Проблема и гипотеза исследования Культурные нормы и формы знания редуцированы в учебном предмете: передаётся алгоритм, правила, - личностный (образовательный) смысл знания не восстанавливается. Последствия- потеря интереса, отчуждение. Учитель в посреднической позиции восстанавливает совместно с учеником культурно-исторический смысл изучаемого содержания, создавая условия для опробования закономерностей, поиска личного смысла и отношения к тому, что изучается.
Типологизация пробно-поисковых действий Условия появления пробно- поисковых действий Неэффективность учебного взаимодействия. Освобождение учителем пространства для действий ученика через отказ от первоначального методического замысла Признаки п-п действия Учитель в состоянии неопределённости (паузы, остановки). Ученик получает возможность высказать собственное замечание, мнение, предложение, задать вопрос, оценить действие педагога и других учащихся
Типологизация пробно-поисковых действий Условия появления пробно- поисковых действий Изменение позиции педагога от организатора урока и транслятора информации к сопровождению процесса опробования детьми новых средств и форм учебного взаимодействия Признаки п-п действия Диалог учеников и учителя; опора учителя на предложения учащихся; поддержка детских инициатив, включение в совместную работу
Типологизация пробно-поисковых действий Условия появления п-п действий (посредническая позиция) Расширение и размыкание пространства и времени взаимодействия Изменение традиционной структуры урока Изменение учебного материала урока, его семиотическая актуализация: внесение межпредметного, метапредметного содержания Признаки п-п действия свободные переходы учащихся из одного пространства в другое, объединение во временные группы Игровое, творческое, проектное занятие (взаимодействие) Авторские творческие действия по созданию образовательных продуктов: новых способов работы; текстов, заданий, проектов, исследований и т.п.
Типологизация пробно-поисковых действий Условия появления п-п действий (посредническая позиция) Воссоздание важнейших норм взаимодействия в совместной работе: планирование результатов, критериев оценки Признаки п-п действия Действия по обсуждению и разработке норм
Образовательные результаты и эффекты п-пд Формирование у учащегося собственного мнения, понимания ситуации, критического отношения Проявление инициативы учащихся по организации учебной работы, распределению позиций, опыт учебной коммуникации Преодоление учителем моно - методичности; формирование умений наблюдать, держать паузу, действовать ситуативно.
Образовательные результаты и эффекты п-пд Умение сценировать индивидуальное, групповое и командное взаимодействие Опыт образовательной деятельности в отличие от учебно- исполнительской работы Субъективное понимание материала Индивидуальный опыт перехода от непонимания к пониманию и учебной деятельности Опыт авторства Формирование индивидуального стиля и опыта учения Опыт оформления и регламентации собственной деятельности, инициативного учебного поведения
Концепция становления пробно-поисковых действий, результаты исследования Становление пробно-поисковых действий происходит в свободном взаимодействии ученика и педагога по поводу преодоления учебного затруднения, в котором у ученика появляется возможность в самостоятельном спонтанном действии понять смысл учебного затруднения и определить его значение не столько (и не только) словом, сколько собственным поведением (действием). Средством перехода от смысла к значению является знаковое опосредствование. Знак – это «скрепка», соединяющая индивидуальное понимание с культурным (общепринятым) содержанием деятельности. Пробно-поисковое действие и является попыткой соединить личный смысл и предметное знание в процессе делания какого-нибудь учебного продукта. Такое соединение - осмысленное в действии знание, - является основой для использования знания в новой ситуации и способствует формированию образовательного опыта. Усилия по осмысленному преодолению учебного затруднения приводят к качественному изменению психических функций человека, то есть к развитию психики лонгитюдные исследования показали высокую динамику развития ребёнка, который попадает в условия становления пробно-поисковых действий, и высокий уровень его рефлексивности
Организационно-педагогические условия становления п-пд Принятие учителем и школой посреднической позиции поддержка детских образовательных инициатив путём их проявления и реализации в творческих работах, проектах и авторских «продуктах»; создание открытого образовательного пространства в школе и образовательной среды в классе; создания учебных материалов и форм работы, побуждающих учащихся к инициативному опробованию учебных средств и поиску смысла и значения ситуаций и заданий; реализация педагогами тьюторской позиции для сопровождения детского интереса и проб; создание мест и форм педагогической рефлексии и анализа сопровождения пробно-поисковых действий учащихся; возможность выбора педагогами гуманитарных образовательных систем и адекватных средств работы с детьми; организационно-управленческое сопровождение педагогов, занятых проявлением, поддержкой и рефлексией становления пробно- поисковых действий учащихся ( объединение в творческие группы, возможность проявлять профессиональные инициативы).