Стиль общения как фактор продуктивности тьюторской поддержки процесса образования культурной индивидуальности школьника Ирина Сергеевна Криштофик ФКГПУ им. В.П. Астафьева
Идея тьюторства -это идея деятельности, обслуживающей процесс разрешения конфликта между моментами культурного и индивидуального в образовании человека (процесс образования культурной индивидуальности)
Задачи старшего школьного возраста: ценностно-смысловая саморегуляция поведения и деятельности освоение средств, позволяющих осуществлять самоопределение и иметь представления о возможных культурных нормах и схемах самоорганизации; овладение техниками самоорганизации в исследовательской, проектной и других видах самостоятельной продуктивной деятельности
Тьютор как консультант Функции тьютора - помогать старшекласснику: -выработать индивидуальную образовательную программу (самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса); -ответить на вопрос - как использовать результаты обучения и как переложить учебную деятельность по программе в процесс своего индивидуального развития.
Тьютор как тренер Тренинги продуктивности (в контексте задач старшего школьного возраста) Ценностно-смыслового Самопонимания Личностного и культурного Самоопределения Деятельностной Самоорганизации Креативности Межличностного Общения
Продукт тьюторской деятельности: 1) осмысление себя старшеклассником как культурного существа, как субъекта деятельности, как члена общества 2) способность старшеклассника к самоорганизации, исходя из иерархии самоопределений: культурное – деятельностное – социальное,
Продуктивность тьютора зависит от того, владеет ли он сам необходимыми современному молодому человеку средствами и техниками самоопределения саморегуляции и самоорганизации; способен ли он во взаимодействии со школьником демонстрировать ему соответствующие ценности и деятельностные образцы.
Компетентность в сфере общения – главная составляющая профессионализма коммуникативная компетентность - ведущая профессиональная характеристика, определяющая: -персональный успех, -конкурентоспособность, -личную удовлетворенность, как самого тьютора, так и ребенка.
Стили общения В соответствии с компонентами общения (по Г.М.Андреевой) можно выделить стили общения: коммуникативный - устойчивые индивидуально- своеобразные приемы и способы передачи и приема информации в процессе общения; интерактивный - устойчивый способ взаимодействия субъектов общения; социально-перцептивный - устойчивый способ восприятия и оценки себя и других людей.
Классификация интерактивных стилей (по И.Л.Руденко) Основания: 1) направленность личности: центрация на себе; центрация на партнере; интеграция; 2) позиция субъекта общения: превосходство собственное; превосходство партнера; равенство.
Возможные сочетания видов направленности и позиций дают девять стилей взаимодействия: власти, опеки, наставничества, жалоб, послушания, поиска поддержки, соперничества, самодискредитирования, межличностного единства (равенства)
Межличностное равенство как продуктивный стиль взаимодействия развитая эмпатия, способность к рефлексии, умение работать в условиях эмоционального напряжения, артистизм креативность, внешняя экспрессия внутренняя культура Позволяет участникам общения самовыразиться, максимально реализовать природный потенциал, работая в условиях сотрудничества
Тренинг педагогического общения как учебная дисциплина в пед. вузе Содержание определяется обозначенными задачами старшего школьного возраста Организационная сторона – идеологией микропреподавания (имитация педагогического процесса) Студенты работают в проектном подходе: 1) разрабатывают тренинговые занятия по различным темам (коммуникативным проблемам детей и т.п. ), 2) проводят занятия в своей студенческой группе: сначала пробный тренинг – отдельные игры и упражнения, затем целостный четырехчасовой модуль; 3) анализируют и оценивают процесс и полученный результат.
Продукт тренинга педагогического общения развитие профессиональной педагогической направленности (ценности...), формирование коммуникативной компетентности, освоение технологии тренинга.
Спасибо за внимание!