Зачем старшекласснику взрослый? Рустам Байбурин, Красноярск апрель, 2011
Всем известные вещи Ведущая деятельность – профессиональное самоопределение, жизненное планирование. «Ведущая деятельность – это и есть посредническая деятельность» © И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин Для осуществления ведущей деятельности старшеклассник должен быть осредствлён, иметь достаточный культурный и опытный бэкграунд. Поле проб случилось в подростковой школе, тогда зачем школьнику взрослый в вопросе принятия ответственных решений?
В чём состоит посредническое действие в юношеском возрасте? Какого нового взрослого хочет видеть старшеклассник?
Новый взрослый В старшей школе ученик снова начинает прислушиваться к мнению взрослого. Такого, который интересен, поскольку открывает школьнику мир, культуру. Такого, который помогает школьнику формировать его мировоззрение, показывает ребёнку его взрослость. Но как встретиться школьнику и взрослому и по какому поводу?
Где в школе место встречи школьника и взрослого?
Урок / не урок? Вся образовательная среда должна быть специально обустроена или возрастно-ориентирована, чтобы в ней могло случиться посредническое действие. Организация учебной деятельности Урок Пространство Управление Событийность
Практики Организация учебной деятельности Возможность выбора/отказа от предметов, возможность изменения своего выбора, динамическое расписание. Урок Большой объём самостоятельной работы, проектный и исследовательский подходы, выход в профессиональную среду, учитель-провокатор и учитель-советник. Пространство Места индивидуальной работы, открытая библиотека, картинная галерея, рекреации отдыха – кофе, журналы, лаборатории, круглые столы, лекционные аудитории. Совместность Обсуждение и закрепление норм, соуправление. Событийность Детско-взрослые творческие коллективы, проектирование мероприятий, выездные интенсивные школы.
Каковы новые требования к учителю старшей школы?
Резюме Старшекласснику нужен взрослый, но такой, который может удерживать новый тип взаимоотношений – партнёрский. Новый тип взаимоотношений должен быть обусловлен новым устройством образовательного пространства. Отсутствует описание такого типа пространства и взаимоотношений как технологии, в том числе и в новых проектах ФГОС по старшей школе.