Для чего нужен анализ урока ?
Анализ урока – это: не контроль работы учителя, а услуга ему; инструмент, при помощи которого осуществляется признание результатов труда учителя; канал для контакта руководителя, методиста с учителем по поводу совершенствования ОВП; стимулятор педагогической производительности учителя, его профессионального роста. Главная задача руководителя – постоянно формировать у учителя чувство УСПЕХА. Помним! Только успешный учитель воспитает успешного ученика
Что такое система? Системный подход – ключ к глубокому познанию педагогического процесса Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического процесса.
Цель есть формирующее и интегрирующее начало системы. Специфика ЦЕЛИ, способы ее достижения определяют закономерности подбора элементов системы, их вид, качество и количество. Цель – это желаемый, запрограммированный результат, достижимый в будущем. Педагогический анализ – это не констатация фактов, а умение разобраться в отношениях, связях, взаимодействиях, в «анатомии» и «физиологии» педагогического процесса и такого определяющего и важнейшего его компонента, как УРОК.
Подготовка учащихся к началу занятия, создание атмосферы деловитости и дружелюбия. Подготовленность технического оснащения, оформление класса (в зависимости от темы урока).
Четкость постановки цели и задач урока. Взаимодействие учителя с учащимися на этапе постановки цели и задач (обсуждение или декларация?) Готовность детей к обсуждению и принятию задач урока.
Создание заинтересованности в изучении темы урока. Удовлетворение потребностей и учет индивидуальных способностей школьников.
Целесообразность выбора формы, вида и типа урока. Готовность детей к учебной деятельности.
Методика, технология преподавания (оценивается по результатам успешности учащихся): традиционные методы обучения (это совсем неплохо!); авторские методические приемы; использование инновационных технологий.
Создание атмосферы дружелюбия, заинтересованности в успешности каждого. Сочетание напряженной работы, плотности урока и элементов разрядки. Взаимодействие и общение учителя и учащихся.
Что делали школьники? Зачем они это делали? Как дифференцировалась их деятельность? К какому результату пришел каждый из учащихся? Учебная деятельность – основа развития школьников (по Д.Б.Эльконину и В.В.Давыдову).
Схема анализа Цель (Содержание Методы/Средства) Результат