Соотношение спроса и предложения электронных государственных услуг в Санкт-Петербурге 22 апреля 2005 года Санкт-Петербургский государственный университет Факультет менеджмента Кафедра государственного и муниципального управления Голубева Анастасия
Структура исследования Предпосылки развития электронного правительства в Санкт-Петербурге Изучение предложения электронных государственных услуг: анализ и оценка веб-сайтов органов государственного управления Анализ спроса на услуги электронного правительства Выводы и рекомендации
Предпосылки развития электронного правительства в Санкт-Петербурге Город занимает второе место после Москвы по развитию ИКТ Региональная программа «Электронный Петербург» Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу Санкт-Петербург – один из лидирующих регионов по финансовой поддержке программ развития ИКТ из регионального бюджета
Анализ предложения электронных государственных услуг
Структура власти в Санкт-Петербурге Судебная власть Исполнительная власть Губернатор и Администрация Законодательная власть Законодательное Собрание 25 комитетов администрации 13 управлений администрации 19 территориальных управлений 111 муниципалитетов Региональный уровень Муниципальный уровень
Создание портала правительства Санкт-Петербурга: январь
Присутствие органов исполнительной власти в Интернет
Функциональное развитие веб-сайтов комитетов Администрации Начальное присутствие Сайт-справочник Источник информации Развитие взаимодействия Сетевые трансакции
Оценка функционального развития комитетов Администрации
Наиболее распространенные разделы сайтов
Внешние методы оценки сайтов Функциональность: Ориентация на аудиторию Наполнение Своевременность и точность информации Интерактивность Доступность: Доступ к сайту Доступ к содержанию сайта Удобство использования: Архитектура, дизайн, размещение Ссылки Навигация Метаданные
Оцениваемые сайты: 1.Комитет по градостроительству и архитектуре (BA) 2.Комитет по жилищной политике (Dw) 3.Комитет управления государственным имуществом (PP) 4.Комитет по землепользованию (LU) 5.Комитет по внешним связям (EA) 6.Комитет по образованию (Edu) 7.Комитет по экономическому развитию, промышленной политике и торговле (Econ) 8.Комитет финансов (Fin)
Результаты оценки: общий балл
Анализ спроса на электронные государственные услуги
Анализ спроса – неотъемлемая часть стратегического планирования развития электронных государственных услуг Анализ спроса существенен с точки зрения определения приоритетов финансирования соответствующих проектов Анализ спроса неразрывно связан с анализом выгод Выявление факторов и барьеров, сдерживающих спрос Почему необходим анализ спроса?
Группы потребителей электронных государственных услуг Государственные служащие (G2E) Государственные структуры (G2G) Граждане (G2C) Бизнес-структуры (G2B) Некоммерческие организации (G2N)
Направления изучения спроса на услуги электронного правительства 1.Изучение осведомленности о государственных электронных услугах 2.Оценка востребованности электронных услуг 3.Выявление факторов, сдерживающих спрос
Методы изучения спроса на услуги электронного правительства Мониторинг сайтов органов государственного управления Организация опросов в режиме онлайн Анкетирование по электронной почте Интервью Экспертный опрос Сплошное исследование
Результаты интервью с представителями бизнес-структур 1.Осведомленность о предлагаемых в Интернет государственных услугах Проблемы продвижения веб-ресурсов органов государственного управления Слабая реклама веб-ресурсов Нет развитой системы ссылок (слабая взаимосвязь веб-ресурсов) Нет сформированного представления о возможностях и преимуществах использования электронных услуг
Результаты интервью с представителями бизнес-структур 2.Востребованность Спрос на электронные услуги превышает их предложение Основная цель обращения к сайтам органов государственного управления – получение информации Оценка качества обслуживания – средняя
Результаты интервью с представителями бизнес-структур 3.Ожидания Удобство в получении информации и услуг Экономия времени и денег Повышение эффективности работы государственных служащих
Результаты интервью с представителями бизнес-структур 4.Факторы, сдерживающие спрос Низкая осведомленность Ограниченная ценность веб-ресурсов Проблемы распространения Интернет Информационная культура Традиции
Результаты интервью с представителями бизнес-структур 5.Возможные стимулы Повышение доверия к веб-ресурсам органов государственного управления как источникам информации Внедрение «дружественной» интерактивной системы, ориентированной на пользователя
Результаты интервью с представителями бизнес-структур 6.Перспективные направления Интеграция информации и услуг, развитие порталов Развитие интерактивных составляющих сайтов Доступ к загружаемым формам Комментарии Базы данных по законодательству, статистике
Выводы и рекомендации Необходимо применение стратегического подхода в разработке и реализации Интернет-проектов Интеграция веб-ресурсов, развитие порталов Политика продвижения веб-ресурсов Развитие ориентации на пользователя