Развитие и воспитание патриотизма и гражданской ответственности за свою страну на уроках химии. Учитель химии ГОУ ЦО 1423 Шелуханова И.Н.
Патриоти́зм (греч. πατριώτης соотечественник, πατρίς отечество) нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа
Воспитательный потенциал урока химии можно реализовать через следующие составляющие
Воспитательное воздействие через содержание урока Включение в контекст урока фактов открытий и биографий ученых Использование сообщений учащихся на уроке Работа с текстом или видеороликами
Включение в контекст урока фактов открытий и биографии ученых класс, тема: «Углерод. Аллотропные модификации углерода». Актуализация знаний: Вызываем заинтересованность упоминанием экологической обстановки, загрязнений, фильтров для воды и воздуха. Сообщается тема урока и задается вопрос - как может быть противогаз связан с темой урока. Ученики высказываются. Обобщая их высказывания, ввожу нов ую информаци ю про Зелинского и Кумманта (химия противогаза). При изложени и учебного материала акцентируем внимание на свойствах активированного угля, рассматриваем устройство и принцип действия противогаза. Подведение итогов. Здесь воспитательную роль играет сама биография ученого. Можно акцентировать моменты, связанные с нравственным превосходством Зелинского, который изобр ёл способ спасать человеческие жизни и отказа лся от материального вознаграждения за это изобретение, над иностранными учеными, изобретавшими способы убийства (химическое оружие). Важно отметить, что Зелинский действовал из гуманистических и патриотических побуждений.
Пример 2. Работа с текстом. При объяснении нового материала можно давать возможность учащимся самостоятельно анализировать текстовые или видео фрагменты и самостоятельно делать выводы. Соответственно, учитель составляет вопросы для те к ста или видеофрагментов. Важно подобрать содержание, которое работает на тему урока и одновременно несёт воспитательную функцию.
Вопросы к тексту. Фамилия первого ученого-химика, синтезировавшего каучук. Назовите и составьте структурную формулу алкадиена, из которого эластичный полимер был получен. Назовите фамилию русского ученого, который является основателем первого в мире крупномасштабного производства синтетического каучука. Напишите уравнение химической реакции, по которой и был осуществлен синтез каучука. Определите тип данной реакции. Какое значение имел и имеет данный синтез в прошлое и настоящее время для нашей страны.
«На западном фронте без перемен»
Вопросы к видеофрагменту 1.Опишите физические свойства хлора. 2.Опишите физиологическое воздействие хлора. 3.Дайте нравственную оценку изобретению учёного.
Использование сообщений учащихся на уроке. Учащиеся дома готовят мини-доклады на 5-7 минут о жизни и творчестве учёных или о событиях, имевших место в истории нашей Родины. Н еобходимо отметить, что данные доклады пользу ю тся популярностью у ребят. Роль учителя заключается в том, чтобы проконтролировать содержание мини-доклад а и сделать его эмоционально насыщенным (обязательное условие – материал не должен быть серым и скучным). Конечно, ребята получают положительную оценку за проделанную работу. Но самое главное в том, что появляется неподдельный интерес к жизни и творчеству ученого или к тем или другим событиям, имевшим место в истории нашей страны, у ребят появляется гордость за наше прошлое, настоящее и будущее.