1 Инновационный инструментарий для оценивания качества школьного химического образования М.М. Шалашова, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания химии МИОО
2 Актуальность проблемы «…введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. ЕГЭ должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Мы введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей» Д.А. Медведев «Наша новая школа»
3 «Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия ФГОС и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, его социальным и личностным ожиданиям». (Проект ФЗ «Об образовании в РФ»)
4 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы (ФГОС) Личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки, социальные компетенции) Метапредметные результаты (освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих владение ключевыми компетенциями и межпредметными понятиями) Предметные результаты (освоенный опыт деятельности в данной предметной области знаний, в том числе по получению нового знания, его преобразованию и применению)
5 Как оценить? Традиционные методы и средства педагогического контроля предметные и метапредметные результаты Инновационные средства предметные, метапредметные и личностные резул ьтаты
6 Универсальные учебные действия Личностные (система ценностных отношений) Регулятивные (целевые установки действия, направленные на определение стратегий деятельности, рефлексия) Коммуникативные (готовность к различному виду взаимодействий) Познавательные (действия, способствующие процессу познания, организации поисковой работы обучающихся) Виды универсальных учебных действий
7 Для формирования и диагностики личностных универсальных учебных действий: Творческие задания Проектная работа Портфолио учащихся Тренинги и наблюдения
8 Для формирования и диагностики познавательных универсальных учебных действий: Задания, предусматривающие работу с таблицами Задания на систематизацию и обобщение Задания на составление и распознание диаграмм Задания, предусматривающие работу со словарями
9 Для формирования и диагностики регулятивных универсальных учебных действий: Задания, предусматривающие поиск новой информации Задания для взаимоконтроля и самоконтроля Работа с кейсами
10 Для формирования и диагностики коммуникативных универсальных учебных действий: задания, предусматривающие работу в группах; работа с кейсами.
11 Традиционный подход в оценивании качества образовательных достижений проводится с помощью формальных показателей. - формальные показатели (% успевающих на « 4 » и « 5 » ). Проблемы: не отвечает требованиям педагогической квалиметрии Квалиметрия – наука об измерениях качества и сопоставление данных со стандартом (эталоном).
12 Изменения в системе оценивания в соответствии с требованиями ФГОС выбор индикаторов; внедрение инновационных оценочных средств; разработка многомерных заданий; использование форм и методов аутентичного оценивания (портфолио); введение накопительной системы учета результатов и рейтинговой системы оценивания.
13 В.П. Беспалько «Если нет диагностической цели, то нет и объективного контроля качества…»
14 Цель задана диагностично, если: 1. Исходные и конечные свойства объекта описаны настолько четко, что они могут быть опознаны. 2. Свойства и качества объекта обладают категориями меры, т.е. их величина поддается прямому или косвенному измерению. 3. Результаты измерения можно шкалировать.
15 Мониторинг качества образования предусматривает: операционализацию стандарта в индикаторах (измеряемых величинах); установление критерия, по которому можно будет судить о достижении стандарта; проведение диагностики и контроля; интерпретацию данных измерения, оценку результатов; принятие решения на основе полученных результатов.
16 Модель измерения и оценивания качества образовательных достижений учащихся Содержание планируемых результатов Традиционные методы и средства педагогического контроля Инновационные оценочные средства Накопительная система учета результатов Вычисление рейтинга Качественная оценка Критериальная база оценивания
17 Вычисление рейтингового балла по предмету где: k i весовой коэффициент i-того измерителя R i балл, определенный с помощью i-того измерителя
18 Весовые коэффициенты измерителей в формировании рейтингового балла по предмету Измерители Весовые коэффициент ы Вопросы устного контроля0,1 Задания контрольной работы0,1 Контекстные задачи0,2 Компетентностно-ориентированный тест 0,2 Кейс0,2 Задания в экзаменационных билетах 0,2
19 Аттестационный тест Кейс знания умения способность
20 Инновационные оценочные средства: кейсы; компетентностно-ориентированные тесты; ситуационные задания; контекстные задачи.
21 Кейс (case study) – метод анализа ситуаций Кейс - совокупность учебных материалов, позволяющих наиболее полно описать поставленную проблему.
22 Компетентностно-ориентированными называются тесты, представляющие собой систему калиброванных заданий специфической формы, способствующие выявлению системы знаний, освоенных способов деятельности.
23 Специфика компетентностно-ориентированного теста для выполнения необходимы интегрированные знания и умения; практико-ориентированная направленность содержания заданий; задания многомерны; увеличено число заданий открытой формы.
24 Контекстными называют задачи, содержащие информацию (контекст), способствующую пониманию обозначенной проблемы, восприятию ее обучающимся.
25 Значение R Наименование уровня Определение уровня (качественной оценки) по рейтинговому баллу I недостаточный 0 – 40% II минимально допустимый41 – 60% III достаточный 61 – 80% IV продвинутый81 – 100%
26 Благодарим за внимание!